ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2019  N5-6(170-171)
ПОЛИТИКА
НОВЫЙ ИМПУЛЬС СОДРУЖЕСТВА
Принимая председательство в СНГ в 2019 году, Туркменистан заявлял о том, что намерен использовать это время для придания деятельности Содружества новых импульсов и смыслов. Первым важным шагом в этом направлении стала прозвучавшая еще на сочинском саммите СНГ в октябре 2017 года инициатива Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова о выходе Содружества на широкие интеграционные связи международного масштаба, об участии в крупных инфраструктурных проектах в сфере транспорта, коммуникаций, энергетики не только на пространстве СНГ, но и за его пределами.
Нужно сказать, что эта инициатива нашла поддержку и понимание партнеров по Содружеству, ряд стран направили свои предложения и рекомендации. Исполком СНГ также выразил готовность оказать содействие в формировании концепции работы в этом направлении. И уже будучи страной – председателем Содружества, на ашхабадском заседании Совета глав правительств СНГ Туркменистан представил свое развернутое видение перспектив Содружества.
По мнению Ашхабада, сегодня есть объективная необходимость в разработке совместных проектов, ориентированных не на локальные цели, при всей их важности, а на стратегические задачи по выводу стран СНГ на континентальные и межконтинентальные транспортные и энергетические потоки.
Логика современного глобального развития диктует необходимость стратегического видения перспектив Содружества, четкого обозначения его роли как крупного экономического субъекта, способного на масштабные проекты континентального значения, с охватом сопредельных регионов. Только так СНГ может стать притягательным полюсом многостороннего экономического сотрудничества для соседних стран, других интеграционных структур, перспективным партнером для международных инвестиционных фондов, финансовых институтов. Очевидно, что, действуя только в пределах собственных границ, этого не добиться.
Выступая в Ашхабаде перед главами правительств СНГ, Гурбангулы Бердымухамедов отмечал, что странам Содружества, объединенным географией, общим историческим опытом, многочисленными гуманитарными узами, предстоит найти в меняющихся условиях современного мира свое, достойное место. И потому СНГ необходимо в полной мере использовать те объективные преимущества, которыми оно располагает, прежде всего в плане геоэкономики, для полноценного, эффективного и равноправного участия в глобальных и континентальных процессах.
На это и направлены инициативы Туркменистана по выводу партнерства внутри СНГ на более широкие географические и экономические горизонты. Речь идет об известных туркменских предложениях в сфере транспорта, логистики и энергетики, участии СНГ в реализации масштабных инфраструктурных проектов в Евразии, по линиям Восток – Запад и Север – Юг, выходящих за границы Содружества.
Уже есть хорошие примеры реализации таких проектов, в которых принимают участие страны СНГ. Сооруженная железнодорожная магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран, способная транспортировать до 10–12 миллионов тонн грузов ежегодно, создает для государств Содружества возможность подключения к транспортной инфраструктуре в южном направлении – на Персидский залив и Ближний Восток.
Построена железная дорога Туркменистан – Афганистан – Таджикистан. Связывая эти три государства, она может быть продолжена далее, через территорию Кыргызстана до китайской транспортной сети с выходом на Азиатско-Тихоокеанский регион.
По сути, формируется разветвленная, интегрированная железнодорожная сеть, охватывающая огромное континентальное пространство. В такой конфигурации участие стран Содружества является естественным и выгодным. Оно также вписывается в логику обеспечения законных интересов стран СНГ, не имеющих прямого выхода к морю, в том числе через строительство так называемых сухих портов.
Является в высшей степени перспективным участие государств СНГ в реализации еще одного масштабного проекта – комбинированного транспортного коридора между Каспийским и Черноморским регионами. Из стран Содружества пока в предметном обсуждении этого проекта участвуют только Туркменистан и Азербайджан. Почему бы не подумать о подключении к нему других государств СНГ?
В целом, как отмечал Президент Гурбангулы Бердымухамедов, роль Каспийского моря может стать ключевой в контексте евразийского экономического взаимодействия. Каспий должен стать стратегическим узлом объединения деловых интересов не только самих прибрежных государств, но и внерегиональных стран, в том числе участников СНГ. Этим прежде всего была продиктована инициатива Гурбангулы Бердымухамедова о созыве первого Каспийского экономического форума.
Актуальным является присоединение государств Содружества к реализации многосторонних проектов в энергетической сфере. Речь идет о долгосрочных поставках энергонгосителей в сопредельные с СНГ регионы в восточном и южном направлениях – Китай, Пакистан, Индию. Ряд стран СНГ входит в число крупнейших в Евразии производителей и поставщиков углеводородов. Мощная ресурсная база, транзитные преимущества делают возможным осуществление крупномасштабных, во многом уникальных проектов по доставке энергоносителей на международные рынки. Яркий пример этого – строительство газопровода из Туркменистана в Китай, часть которого пролегла по территории центральноазиатских государств СНГ. На повестке дня строительство еще одной ветки газопровода в Поднебесную. Эти проекты открывают перспективы участия в них, в различных формах, и других государств Содружества. Речь может идти о строительстве сопутствующей инфраструктуры, сервисных услугах, поставках оборудования, строительной техники и т.п.
То же самое можно сказать о проекте газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, работы на котором идут полным ходом. Видят в Ашхабаде реальными перспективы подключения к этой работе крупных континентальных интеграционных структур, участниками которых являются страны СНГ – Шанхайская организация сотрудничества и Евразийское экономическое сообщество.
Потенциал Содружества сегодня далеко не раскрыт в такой важнейшей области, как связь и коммуникации. Только наличие современной, надежной инфраструктуры в этой сфере позволит государствам СНГ полноценно встроиться в систему мирохозяйственных отношений, а в будущем выйти на лидирующие позиции торгово-экономического партнерства на континенте. 23 февраля прошлого года состоялась закладка линии оптико-волоконной связи Туркменистан – Афганистан – Пакистан. Это событие может дать хороший импульс реализации планов по созданию широкой, охватывающей многие государства и целые регионы коммуникационной сети и в других направлениях, в частности, по дну Каспийского моря.
Говоря об этих проектах, Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул, что строительство трансграничной транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры выступает сегодня наиболее твердой и обоснованной гарантией ускоренного экономического развития государств, роста благосостояния людей, создания дополнительных рабочих мест, привлечения крупных внешних инвестиций. Все это, в свою очередь, будет способствовать неуклонному упрочению региональной безопасности, созданию благоприятного политического климата, необходимого для конструктивного межгосударственного сотрудничества.
В высшей степени актуальной темой взаимодействия выступает сегодня партнерство в сфере инновационного развития, высоких технологий. Это опять-таки диктуется ходом современного глобального развития, где инновация является синонимом эффективности и конкурентоспособности. В государствах СНГ есть потенциал инновационного роста, прекрасные научные школы, передовые технологические наработки. Туркменистан предлагает объединить усилия в этом направлении, придать экономикам стран СНГ, в целом развитию Содружества, ярко выраженный инновационный характер, цифровое измерение.
Говоря о перспективах СНГ, Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что опирающийся на талант и трудолюбие его народов, богатый исторический опыт, потенциал СНГ велик и многогранен. Задача – эффективно содействовать его раскрытию, максимальному использованию имеющихся возможностей – производственных, логистических, ресурсных, научных, технологических – с тем, чтобы Содружество Независимых Государств прочно заняло место в ряду мощных и позитивных факторов и субъектов не только политической жизни, но и экономического развития в континентальном масштабе. Туркменистан готов к самому активному сотрудничеству на этом пути.

Сердар ДУРДЫЕВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005