ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2019  N3-4(168-169)
ТЕМА НОМЕРА
ЗОЛОТОЙ ГОЛОС СТРАНЫ
Имя народного артиста Туркменистана, профессора Туркменской национальной консерватории Атагельды Гарягдыева хорошо знакомо меломанам не только в родной стране. Совершенно искренне, без особого пафоса, его называют туркменским золотым баритоном.
В мае к многочисленным наградам артиста прибавился еще один знаковый титул – лауреат главной межгосударственной премии «Звезды Содружества», присуждаемой за наиболее значимые успехи в сфере гуманитарной деятельности, соответствующие уровню мировых достижений. Атагельды Гарягдыев стал первым представителем Туркменистана, заслужившим эту престижную награду.
Известие об этом приятном событии застало певца, как он говорит, врасплох: «Не ожидал, был безумно счастлив и немного обескуражен, почему выбрали меня из многих достойных людей искусства». Но для тех, кто знаком с творчеством и поистине подвижнической деятельностью Атагельды Гарягдыева, этот выбор очевиден. Он органично сочетает певческий талант с педагогической, наставнической, популяризаторской и общественной работой.
Мэтр туркменского вокального искусства уверен, что настоящего артиста отличают три составляющие – талант, который дается от Бога, образование, способствующее формированию профессиональных навыков и интеллекта, а также культура в самом широком ее понимании. Все это по праву относится к самому певцу. С юных лет одаренный необыкновенным голосом, он прошел длинный путь к мастерству, отмеченный знаковыми событиями и судьбоносными встречами.
Будущий оперный певец появился на свет в 1952 году в селе Эгри-Гузер Марыйского велаята (области) в семье с музыкальной точки зрения не примечательной. Из родственников лишь мамин брат играл на дутаре. Но до сих пор Атагельды хранит в сердце проникновенную мамину колыбельную.
Первым учителем вокала стал для него сельский парень Данатар – настоящий музыкальный фанат, который собрал из школьников самодеятельный ансамбль. Сам он мастерски владел дутаром, играл на мандолине, пел. Данатар сумел привить любовь к музыке и творчеству своим подопечным, которые совсем ненамного были младше его.
Юный артист также неплохо рисовал и после окончания 8-го класса средней школы отправился в столицу поступать в художественное училище. Но набор в художники к этому времени был завершен, и его дядя, работавший в столичном культпросветтехникуме, рекомендовал поступать на библиотечное отделение. Перспектива стать библиотекарем совсем не прельщала Атагельды. Продержавшись в техникуме месяц, он вернулся в село, где продолжил учебу в старших классах.
Через два года будущий «золотой баритон» страны вновь отправился покорять столицу, но уже в музыкальное училище имени Данатара Овезова. Так как в общеобразовательную школу родители отдали его очень рано, почти в пятилетнем возрасте, то к моменту поступления в училище голос юноши еще не окреп, не сформировалась его тональность, что вызывало сомнения у педагогов. Но один из них, известный баритон Нуры Мередов, выпускник Московской государственной консерватории, сумел разглядеть в юноше талант и взял к себе в класс.
Именно во время учебы в музыкальном училище произошло событие, которое повлияло на творческую и человеческую судьбу будущего вокалиста, – встреча с выдающимся туркменским композитором Нуры Халмамедовым. «Шел очередной урок по вокалу, стоя у рояля, я пел песню «Ашхабад». В класс заглянул невысокого роста человек. Аккомпаниатор окликнула его: «Нуры, заходи, послушай этого юношу». Он сел за рояль и стал играть любимые мной мелодии. И только когда «аккомпаниатор» стал вносить коррективы в мое исполнение, я понял, что передо мной автор музыки – Нуры Халмамедов. Ему очень нравилось мое исполнение песни «Ашхабад». «Я написал ее для тебя», – говорил Нуры. Конечно, я знал, что песню уже не раз исполняли Медениет Шахбердыева и другие популярные вокалисты, но был несказанно рад словам мэтра. Так было положено начало нашему творческому союзу и крепкой дружбе».
Рассмотрев в талантливом юноше большие способности, Халмамедов доверил ему монументальное патриотическое произведение – вокальный триптих, созданный на стихи Курбанназара Эзизова и посвященный войне 1941–1945 годов. Гарягдыев, принимавший деятельное участие в создании драматической музыкальной поэмы, с успехом исполнил ее. После премьеры вокального триптиха, состоявшейся в 1971 году в столичном театре оперы и балета, Нуры Халмамедов и Курбанназар Эзизов обняли и поздравили юного коллегу. Так образовался уникальный союз певца, композитора и поэта, которому были подвластны любые жанры.
Два года счастья, говорит об этом времени Атагельды, храня в памяти теплые слова, сказанные о нем старшим другом, учителем, наставником Нуры Халмамедовым: «Композитор напишет музыку, поэт – стихи, возможно, это будет хорошая песня, но пока ее не споют, это только строчки, написанные на бумаге. Чтобы она ожила, стала по-настоящему хорошей и любимой, необходимо раскрасить ее разноцветными красками голоса и теплотой души, только тогда она зазвучит по-настоящему, только тогда останется жить и радовать людей. Гарягдыев, мастерски владея своим голосом, вдыхает в наши произведения жизнь, придает им смысл, являясь их незаменимым соавтором…»
Специально для молодого соавтора его друзья написали ряд произведений. «Нуры говорил, их хватит тебе на пять лет, а оказалось, хватило на целую жизнь», – с грустью говорит певец. К сожалению, творческий союз был недолгим. В 1975 году трагически погиб Эзизов, а через 8 лет ушел из жизни Халмамедов. По сей день Атагельды Гарягдыев не только свято чтит память своих выдающихся друзей, но и стремится быть достойным оставленного ими наследия, которое благодаря певцу звучит далеко за пределами Туркменистана.
Огромный пласт творческой биографии вокалиста, его профессиональное становление связаны с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, где он обучался с 1972 года целых семь лет. За годы обучения в МГК он успел обзавестись семьей – женился на землячке Огулбике, студентке ГИТИСа (ныне она артистка Главного драматического театра Туркменистана).
В консерватории наставниками будущей туркменской оперной звезды были замечательный педагог и прославленный баритон Давид Александрович Гамрекели, а затем Виктор Викторович Горячкин – приверженец классической оперной школы и вместе с тем человек с тонким чувством юмора, открытый новым идеям. Уже на втором и третьем курсах Атагельды Гарягдыев был занят в постановках оперной студии, выступал в большом зале МГК и других залах Москвы.
В 1980 году, закончив обучение в Московской государственной консерватории, обладатель уникального баритона вернулся в Ашхабад, где стал служить в Государственном театре оперы и балета имени Махтумкули. Исполнял все заглавные партии классического репертуара, а на многочисленных гастролях по стране с большой любовью пел песни, написанные для него Нуры Халмамедовым на стихи Махтумкули, Кемине, Молланепеса, Эзизова. Богатый театральный репертуар открывал большие возможности для реализации таланта. В течение двух лет на театральной сцене он блистательно исполнял совершенно разные оперные партии, разных по характеру героев. Гарягдыев побывал отважным тореадором Эскамильо в опере Бизе «Кармен», Робертом в «Иоланте», драматичным Риголетто – Верди, мятежным Демоном в опере Рубинштейна, Онегиным в одноименной опере Чайковского…
А затем – вновь встреча с Москвой. Во время стажировки в Большом театре оттачивался профессионализм, расширялся репертуар. С большой благодарностью говорит артист о своем педагоге-консультанте Павле Герасимовиче Лисициане. Прославленный лирический баритон и человек невероятно высокой внутренней культуры и эрудиции научил его постигать глубину раскрытия образа, будь то романс или ария, помог понять, что одним из самых важных качеств хорошего певца является умение ясно представлять, что именно он хочет сказать и какими средствами он может это выразить.
Сегодня народный артист Туркменистана, профессор Туркменской национальной консерватории много времени отдает своим ученикам. После присуждения профессорского звания Атагельды Гарягдыев повысил педагогическую планку, взяв в свой вокальный класс сразу шесть первокурсников. Коллеги маэстро по ТНК не перестают восхищаться трудолюбием профессора. Выпестовать одного вокалиста – непросто, подготовить нескольких – титанический труд, говорят преподаватели, а ученики, затаив дыхание, заходят в аудиторию, где практически ежедневно под руководством мэтра вокального искусства происходит их приобщение к высокой музыкальной культуре.
Вместе с тем, Атагельды Гарягдыев активно работает в Туркменском национальном музыкально-драматическом театре имени Махтумкули, он задействован в постановках туркменских опер «Шасенем и Гариб», «Лейли и Меджнун», «Зохре и Тахир», «Юсуп-Зулейха»… Диапазон возможностей певца по-прежнему необычайно широк: оперы, вокальные произведения туркменских, русских и западноевропейских композиторов. Он одинаково искренне, легко и тонко исполняет классику, романсы и популярные песни.
Яркая личность, человек необыкновенной энергетики, умеющий захватить зал, зарядить слушателя, объединить эмоционально, Гарягдыев поет везде, в любой аудитории, как в больших концертных залах, так и на выставках, встречах, вечерах памяти друзей. Его по праву можно назвать пропагандистом туркменкой музыки как части мирового искусства в Туркменистане и за рубежом. Он занят во многих новых оперных постановках, ездит с концертами по регионам страны, является членом жюри различных конкурсов.
Творческие заслуги певца отмечены государственными орденами и медалями. Счастлив он и в семье. У него трое детей и 8 внуков, есть надежда, что кто-то из младших, уже проявляющих интерес к музыке, продолжит его дело.
Гарягдыев не любит антрактов и сегодня, не сбавляя динамичного ритма своей многогранной деятельности, живет, отдавая себя без остатка сцене, ученикам, любимому делу. На вопрос о мечте золотой голос страны отвечает: «Я ценю внимание и любовь слушателей, хочу, чтобы мое искусство было необходимо моему народу, мечтаю петь еще многие годы».

Марал КАДЖАРОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005