2019  N1-2(166-167)
ОБЩЕСТВО
ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ
Жители Туркменистана уже привыкли к популярному словосочетанию «архитектурные премьеры». С каждым годом таких премьер становится все больше: не только в столице страны, но и в областных центрах. В 2018 году сразу два города – Туркменабад у берегов Амударьи и Туркменбаши на Каспийском побережье – обзавелись крупными транспортными хабами. Современный международный аэропорт и крупнейший в регионе морской порт в городе Туркменбаши – это еще и оригинальные архитектурные произведения, обогатившие городской пейзаж.
О морском порте следует сказать особо. Это не просто комплекс очень разных по форме и функции сооружений. Это многопрофильная береговая инфраструктура, включающая паромный, пассажирский и контейнерный терминалы. Все они возведены по уникальному проекту с применением современных материалов и технологий. Дополняют этот архитектурный комплекс органично вписавшиеся в береговую инфраструктуру объекты транспортного обеспечения: автодороги с эстакадными развязками и железнодорожные пути, связавшие морской порт с сухопутными магистралями.
В столице страны в год, прошедший под девизом «Туркменистан – сердце Великого Шелкового пути», заложена основа для возведения новых фешенебельных отелей, которые дополнят существующую сеть гостиниц, воплощающих многовековые традиции туркменского гостеприимства. Так, на холме, расположенном между столичным отелем «Йылдыз» и Государственным историко-культурным заповедником «Ниса», по поручению Президента Гурбангулы Бердымухамедова будет возведен еще один гостиничный комплекс. Особый колорит его внешнему облику призваны придать элементы, вызывающие ассоциации со знаменитыми историческими памятниками Туркменистана. А в формах другого нового отеля, возводимого близ международного аэропорта Ашхабада, просматриваются очертания золотистых барханов пустыни Каракумы – уникальной природной достопримечательности страны.
Анализируя проекты того или иного сооружения, глава государства всегда подчеркивает, что любой возводимый объект должен гармонично сочетаться с природным ландшафтом, поэтому требует от исполнителей при разработке проекта обязательно учитывать этот фактор. Примером такого вдумчивого подхода к рельефу местности служит культурно-развлекательный центр «Gala», возведенный в столичном районе Арчабил. Новостройка поднялась в живописном ущелье, на фоне горной гряды Копетдага. Органично вписавшись в окружающую среду, центр «Gala» пополнил собой формирующуюся в Ашхабаде и в целом в стране современную инфраструктуру гостеприимства, неотъемлемой составляющей которой выступают объекты сферы отдыха и досуга. Примечательно, что этот оригинальный проект реализован усилиями Союза промышленников и предпринимателей страны, который все активнее берет на себя осуществление целого ряда больших и малых объектов во всех регионах страны.
Еще одно излюбленное место отдыха жителей страны – национальная курортная зона «Аваза» на каспийском побережье. Помимо новых корпусов санаториев в 2018 году там открылся аквапарк – крупный развлекательный комплекс для детей и взрослых, который раскинулся на площади около 30 гектаров. Наряду с водными аттракционами в зимнем и летнем вариантах он включает торговый центр, ряд кафе и ресторанов, амфитеатр, гостиницу, а еще искусственные горы, озера, водопады, пещерный лабиринт – настоящий сказочный мир приключений. Есть тут и бассейны разных размеров и глубины, в том числе и для серфинга.
Каждый объект аквапарка отражает душевное тепло, старания и труд туркменских строителей из индивидуального предприятия «Myradym». Ранее этот же подрядчик осуществил строительство ашхабадского гольф-клуба, занимающего вместе с полями более 70 гектаров в юго-западной части столицы, рядом с отелем «Йылдыз». Великолепное 18-луночное гольф-поле органично вписалось в естественный пейзаж предгорий и выгодно подчеркнуло красоту новостроек беломраморной столицы, вид на которую открывается с зеленых лужаек.
Другой значительный объект туркменских предпринимателей – мечеть «Хезрети Омар», которая открылась накануне 27-й годовщины независимости в столичном жилом массиве «Парахат-7». Общая площадь участка, на котором разместилась мечеть с прилегающими сооружениями и парковой зоной, более 13 тысяч квадратных метров. Объемно-пространственная композиция и планировка мечети выдержаны в традиционном духе, берущем начало в средневековой архитектуре. Глубоко символичны основные параметры минарета, центрального и малых куполов, высота которых соответственно 63, 40 и 23 метра. Каждое из этих чисел связано с именем пророка Мухаммеда и указывает на его возраст, а также возраст, когда Всевышний ниспослал ему свои откровения, и период пророческой деятельности. При отделке интерьеров были использованы мрамор, гранит, ценные породы дерева. Рельефная эпиграфика, содержащая суры Корана, занимает отдельное место в декоре мечети. Центральный зал рассчитан на одновременное участие в молебне трех тысяч человек.
В числе важнейших государственных приоритетов в Туркменистане было и остается жилищное строительство. Именно расширение ассортимента квартир в многоэтажных домах и обогащение рынка жилья индивидуальными коттеджами воплощено в новых проектах застройки Ашхабада, областных центров и поселков. Уже сданы в эксплуатацию и продолжают строиться здания различных типовых серий – как в монолитном исполнении, так и в крупнопанельном. Объединяет их стилевое единство за счет главного маркера современной архитектуры Туркменистана – облицовки белым мрамором или белой окраски фасадов, а также доминирования белого цвета в дизайне малых архитектурных форм – от уличных фонарей до автобусных остановок. Как тут не процитировать слова Ричарда Мейера – одного из крупнейших современных архитекторов США: «Белое – это эфемерное выражение постоянного движения. Белое всегда присутствует, но оно никогда не бывает одним и тем же, ярким и трепещущим – днем, серебристым и искрящимся – при полной луне… Белое – это свет, средство понимания и преобразующая сила».
Модернизация общества в минувшем столетии создала комплекс материально-технических, экономических и политических условий для качественного роста уровня жизни и радикального изменения всего облика национальной культуры, фактически утратившей свои архаичные черты.
Каждая эпоха имеет свой стиль. Но средства архитектурного проектирования, строительные материалы и техника строительства продолжают развиваться, открывая перед строителями неведомые раньше возможности. Потенциал автоматизированного проектирования, цифровое программное обеспечение сегодня таковы, что несложно предположить, что завтрашний день архитектуры во всем мире предвещает куда более непредсказуемые и стремительные перемены, чем это было в прошлом. Со школьных лет все знают: архитектура – это искусство строить. Никакое другое искусство в такой степени не влияет на облик искусственного мира, в котором мы живем. Вот почему значение архитектуры как особой дисциплины, скорее всего, возрастет. И многое из того, что строится сегодня, наши потомки наверняка причислят к памятникам, которые будут свидетельствовать о нашей прекрасной эпохе.

Язгуль ЭЗИЗОВА