2018  N7-8(160-161)
КУЛЬТУРА
МУЗЫКА ДЛЯ МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ
В нынешнем году выдающемуся туркменскому композитору Нуры Халмамедову исполнилось бы 80 лет. Юбилейная дата вызвала большой интерес к его творческому наследию как в Туркменистане, так и за пределами страны, явившись замечательным поводом для того, чтобы отдать дань уважения великому маэстро, открывшему миру глубину и своеобразие музыкальной культуры своего народа.
К 80-летию со дня рождения композитора в Ашхабаде были приурочены концертные программы, фестиваль «Музыка Нуры Халмамедова – несмолкающая мелодия эпох», в рамках которого состоялись конкурсы, научная конференция, выставки, презентация фотоальбома и выпуск аудиокассет. Юбилейные мероприятия широко освещались национальным телевидением и в периодических изданиях.
Неизменным участником торжеств была вдова композитора Гульсолтан Халмамедова – его верный и преданный друг, настоящая опора в жизни и муза в творчестве. Заслуженный работник культуры Туркменистана, председатель Союза кинематографистов страны, педагог, она очень много делает для развития отечественной культуры. При этом главной миссией считает сохранение и передачу наследия своего знаменитого супруга молодым талантам.
Бесценные документы, фотографии, партитуры произведений композитора переданы ею в государственный архив, многое подарено друзьям и начинающим музыкантам. Сохранить наследие – это значит щедро поделиться им, уверена Гуля Клычевна, и потому с присущей ей неиссякаемой энергией она продолжает выполнять свою ответственную миссию.
Размышляя о состоявшихся юбилейных мероприятиях, вдова композитора заметила, что они достигли главной цели – объединили талантливых людей, помогли открыть новые имена, дали возможность юным дарованиям представить свое прочтение музыки Халмамедова. И это, говорит Гуля Клычевна, всегда было важно для Нуры, который ценил душевную чистоту и неподдельную доброту и сам, наделенный этими качествами, щедро делился ими с людьми и, прежде всего, с талантливой молодежью.
Созданные туркменским композитором музыкальные образы волнуют разные поколения людей в самых разных странах, позволяют раскрыться талантам, звучат, наполняя наши сердца любовью и вдохновением. Не об этом ли говорил композитор супруге перед своим уходом из жизни, пророчествуя, что его творчество с годами приобретет все большее значение и звучание. «Музыка Нуры живет и порой мне кажется, что известные произведения звучат совершенно по-новому, подтверждая истину – время не властно над произведениями искусства», – замечает Гуля Клычевна.
В орбиту юбилейных торжеств по праву была включена Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского – alma mater Нуры Халмамедова, в стенах которой он написал свыше тридцати песен, романсов и хоровых произведений, сразу же приобретших широкую известность. В их числе – первый романс на одно из самых трагических стихотворений великого туркменского поэта-классика Махтумкули «Изгнанник», пьеса «Звуки дутара», посвященная памяти выдающегося туркменского дутариста Мыллы Тачмурадова и удостоенная в 1962 году в Москве на всесоюзном конкурсе молодых композиторов специального почетного диплома. Окончание консерватории было отмечено знаменитой дипломной работой Нуры Халмамедова – симфоническими картинами «Туркмения», прозвучавшими на выпускном экзамене в мае 1963 года в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения.
Школа профессора Анатолия Николаевича Александрова – ученика выдающегося русского композитора и педагога Сергея Ивановича Танеева, который в свою очередь был одним из лучших учеников и друзей Петра Ильича Чайковского, стала для студента из Туркменистана школой высочайшего профессионализма, тонкого художественного вкуса, внутренней культуры и такта. Именно она помогла ему органично соединить в своем творчестве две богатейшие музыкальные культуры – русскую и туркменскую. Уже в годы учебы в консерватории Халмамедов обрел репутацию оригинального композитора, со своей особой манерой, сложившейся во многом благодаря его внутренней духовной культуре, гармонично синтезировавшей как исконно национальные, так и сугубо личностные черты, свойственные любому истинному творцу. Этот счастливый сплав национальной музыкальной стихии, мировой музыкальной культуры и высочайшего профессионализма составил суть той особой творческой манеры композитора, которую музыковеды сегодня называют халмамедовским стилем.
В марте концерт, посвященный 80-летию со дня рождения композитора, был организован в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории Посольством Туркменистана в Российской Федерации и руководством вуза. Произведения композитора прозвучали в исполнении туркменских музыкантов и певцов. А в последней декаде мая в рамках XVI Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука» в Московской консерватории состоялось еще одно мероприятие в честь Нуры Халмамедова, организованное администрацией творческого вуза и оргкомитетом Московского международного фестиваля «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова. Программа концерта включила произведения, отражающие основные направления творчества туркменского композитора: камерная инструментальная музыка, музыка к кинофильмам, вокальные сочинения. В творческом действе приняли участие солисты Большого театра, «Геликон-оперы», Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, учащиеся творческих вузов и музыкальных школ Москвы. В исполнении маститых и молодых музыкантов и вокалистов прозвучали широко известные циклы песен композитора: «Сердца людские» на стихи Генриха Гейне, «Персидские мотивы» на слова Сергея Есенина, «Недослушанные песни детей Хиросимы и Нагасаки» на стихи поэтов Японии, фортепианные сочинения «Звуки дутара», «Посвящение» и «Элегическая прелюдия и фуга», а также музыка из кинофильма «Решающий шаг».
Великолепно воспроизведенная музыка отражала главный посыл творчества Нуры Халмамедова – одновременно глубоко национального и вселенски открытого. Не случайно музыкальные критики не раз отмечали, что Халмамедов гениально научил самые разные инструменты «говорить» на языке туркменской музыки.
Одним из самых памятных юбилейных мероприятий в честь туркменского Орфея стала организованная Министерством культуры Туркменистана поездка творческой делегации в родное село композитора – Дайна в этрапе Махтумкули Балканского велаята, где состоялись незабываемые встречи с жителями Сумбарской долины и концерт мастеров искусств.
Дайна всегда жила в памяти Нуры Халмамедова, даже трагические воспоминания детства не стирали в его памяти печати этого чудесного поэтичного уголка туркменской природы, в котором и по сей день живут открытые, мудрые и творчески одаренные люди. Они не только гордятся своим великим земляком, но и бережно сохраняют память о нем. А потому встреча творческой делегации из столицы вылилась в большой той с щедрыми угощениями и, конечно, музыкой.
Воспоминания, музыкальные и стихотворные посвящения звучали у памятника, воздвигнутого по просьбе жителей села известным туркменским скульптором, лауреатом Международной премии Туркменистана им. Махтумкули, народным художником Туркменистана Сарагтом Бабаевым, который также был в числе гостей Дайны.
Монумент, изображающий композитора на высочайшей волне вдохновения, установлен в саду, где до сих пор растут и плодоносят посаженные более ста лет назад дедом Нуры деревья. Именно здесь, в этой природной стихии, напоминающей о вечности духовных начал бытия, как нельзя лучше осознаются истоки вдохновения композитора, его музыки, напоенной осязаемой в звуке прохладой и журчанием горного ручья, чарующей своей необыкновенной чистотой и задушевностью, богатством и красотой интонаций, завораживающей неистощимым темпераментом, удивительной естественностью языка, каждое слово которого наполнено дыханием родного края.
Этой природной жемчужине был также посвящен документальный фильм, показ которого состоялся в рамках фестиваля «Музыка Нуры Халмамедова – несмолкающая мелодия эпох» в киноконцертном центре «Ашхабад». Создатели киноленты рассказали о памятнике, установленном в высокогорном ауле, уделив особое внимание поэтичной красоте Дайны.
Фестиваль, проходивший в туркменской столице 18–21 июня, открылся концертом во Дворце мукамов Государственного культурного центра с участием мастеров искусств и Государственного симфонического оркестра Туркменистана. В фойе дворца была развернута тематическая экспозиция, которую составили живописные полотна, национальные музыкальные инструменты, фото и архивные материалы. В двухчасовую концертную программу вошли произведения Халмамедова, калейдоскопически разнообразные по жанрам, темам и образам, стилю и направлениям, а главное, чувствам и напряжению творческой мысли.
Зал тепло принимал музыкантов и вокалистов, в исполнении которых звучали песни к известным и любимым поколениями поклонников киноискусства туркменским фильмам: «Тайны мукама», «Махтумкули», «Состязание», «Решающий шаг», «Горькая судьба», «Голуби живут в кяризах». Прозвучали также романсы и цикл песен на стихи туркменских поэтов, симфонические произведения и оперные арии.
Фестиваль «Музыка Нуры Халмамедова – несмолкающая мелодия эпох» вобрал множество ярких, запоминающихся мероприятий с участием представителей творческой интеллигенции со всех регионов страны. В их числе концертные программы и конкурсы юных скрипачей и виолончелистов, пианистов и вокалистов, композиторов, а также научные диспуты, кинопоказы, позволившие оценить многогранность личности туркменского Орфея.
В рамках фестиваля состоялась научно-практическая конференция, посвященная художественным воплощениям образа композитора. В докладах раскрывалось значение его творческого наследия в контексте развития отечественной музыкальной культуры, а также влияние на изобразительное искусство и поэзию. Встреча проходила в Государственной Академии художеств, в галерее которой были представлены произведения изобразительного и монументального искусства, посвященные Нуры Халмамедову. Наряду с известными работами Дурды Байрамова, Ярлы Байрамова, Мамеда Мамедова, Сарагта Бабаева, Нурмухаммеда Атаева, запечатлевшими образ гениального композитора, с которым они были близко знакомы, демонстрировались работы студентов, черпающих вдохновение в музыкальных образах маэстро. Отмечая яркость и своеобразие музыкального мышления композитора, выступавшие вспоминали его слова: если бы я не стал музыкантом, то непременно бы стал художником.
Концерт в Туркменском государственном институте культуры подвел итог творческого форума. С песнями на музыку Нуры Халмамедова выступили популярные и начинающие свой путь в искусстве талантливые исполнители. В рамках вечера состоялись церемонии награждения победителей творческих конкурсов, открывших имена новых талантов.
До конца года пройдет еще ряд мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения Нуры Халмамедова, в том числе международного уровня. О желании посвятить одно из мероприятий памяти выдающегося туркменского композитора заявил на состоявшейся в июле встрече с Президентом Туркменистана генеральный секретарь Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) Дюсен Касеинов. К слову, музыка Нуры Халмамедова прозвучала в балканской серии концертов Молодежного камерного оркестра ТЮРКСОЙ. В рамках тура, проходившего 23 июля – 6 августа по Балканам, молодые музыканты из Туркменистана, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции дали концерты, представив творения композиторов тюркского мира.
Осенью под знаком 80-летнего юбилея в столице России состоится ставший традиционным Московский международный фестиваль «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова.
Нуры Халмамедов ушел из жизни 4 августа 1983 года, когда ему едва исполнилось 45 лет. В 1979 году композитору было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Туркменистана». О своих последующих наградах – звании лауреата Государственной премии Туркменистана имени Махтумкули (1983) и Государственной премии СССР (1984) – композитору узнать так и не довелось. В первый год провозглашения независимости страны ему было присвоено звание «Народный артист Туркменистана» (посмертно).
Музыка – подлинная автобиография и судьба Нуры Халмамедова. Вся его недолгая жизнь была отдана великому искусству, и он выполнил свое высокое предназначение, оставив нам в наследие нетленные музыкальные произведения, которые напоминают о вечности духовных начал бытия, волнуют и покоряют глубиной заложенных в них мыслей и чувств.

Марал КАДЖАРОВА