2018  N7-8(160-161)
ЭКОНОМИКА
КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ
Сейдинский нефтеперерабатывающий завод – крупный экспортер нефтепродуктов на мировой рынок. Четверть века вырабатываемые из сырой нефти и газового конденсата прямогонный бензин, дизельное топливо и мазут через Государственную товарно-сырьевую биржу закупаются компаниями Европы и Азии. А в этом году на экспорт отгружены первые тысячи тонн высококачественного дорожного битума. Нефтепереработчики города Сейди выпускают продукцию, отвечающую высоким международным стандартам.
За последние пять лет на заводе были успешно реализованы два инновационных проекта. Согласно контрактам с американской компанией «Westport Trading Europe Limited», в 2015 году была запущена суперсовременная автоматизированная установка по производству дорожного битума мощностью свыше 37 тысяч тонн в год, а затем завершена комплексная реконструкция установки по переработке сырой нефти – каталитического риформинга, что позволило начать производство компонентов высокооктанового бензина марки «Евро-5». Предприятие планирует наращивать выпуск светлых нефтепродуктов и увеличивать объемы экспортных поставок.
Компания «Westport Trading Europe Limited» – давний и надежный партнер Туркменистана. Пакет ее предложений по реконструкции действующих и строительству новых объектов нефтепереработки теперь уже для Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов отличает высокая технологическая эффективность и полное соответствие самым жестким экологическим требованиям...
Но вернемся в недалекую историю. У крупнейшего на востоке Туркменистана предприятия складывалась непростая биография. Он долго строился в прежние времена и был рассчитан на поставку сырья из Сибири. После обретения Туркменистаном независимости «черное золото» доставляли по железной дороге с пограничного месторождения Кокдумалак. Понятно, что такая ситуация была неприемлема для страны, обладающей колоссальным энергетическим потенциалом. И сложная задача по полному обеспечению завода вблизи города Сейди отечественным углеводородным сырьем, из которого выпускают прямогонный бензин, дизельное топливо и мазут, была успешно решена.
Время выдвинуло новые требования по рациональному использованию поступающих на предприятие сырой нефти и газового конденсата и расширению ассортимента отвечающей строгим международным стандартам выпускаемой продукции. И три года назад на Сейдинском НПЗ была введена в строй установка по выпуску дорожного битума. Она стала первой в стране, где процесс висбрекинга дает возможность перерабатывать тяжелые нефтяные остатки, разлагая и отделяя парафин от гудрона. Комплекс рассчитан на переработку 118 тысяч тонн мазута, из которого можно получать свыше 37 тысяч тонн ценного строительного материала и сопутствующие легкий и тяжелый вакуумные газойли.
На новом производстве нашлась увлекательная и ответственная работа для трех десятков человек. Это в основном специалисты с высшим и средним специальным образованием. Ведь объект оснащен современным европейским оборудованием, здесь высок уровень автоматизации, контроль и управление всеми этапами технологической цепочки осуществляются с помощью компьютеров.
У установки есть свои железнодорожная и автомобильная эстакады. Причем поступающие туда вагоны имеют обогрев, а емкости машин – термостойкие, чтобы битум не застывал в пути. Продукция отгружается на асфальтовые заводы страны. Инженер-программист Ильхам Ибрагимов, оператор Азиз Гурбанов, машинист Яшузак Клычев и их товарищи гордятся тем, что выпускаемая ими продукция идет не только на строительство дорог родного Лебапского, но и соседнего Марыйского велаятов (областей). Прежде она завозилась в оба эти региона из расположенного на западе страны Туркменбашинского комплекса НПЗ.
Еще одно новое производство в минувшем марте отметило первый год в своей пока еще короткой трудовой биографии. Речь идет об установке по производству высокооктанового бензина А-98 (стандарта «Евро-5»). Ее проектная мощность 500 тысяч тонн в год отвечающей международным требованиям продукции. Причем на обширной территории почти не видно персонала, ведь все здесь оснащено системой автоматического управления.
На новый объект по трубам поступает выпускаемый на заводе прямогонный бензин. Он проходит сложные процессы разогревания и остывания, отбора ненужных соединений, смешивания с водородом и в конце доведенное до высоких кондиций горючее подается в товарно-сырьевой цех. Все эти циклы технологической цепочки отражаются на дисплеях компьютеров в центральном пульте. Там, круглосуточно наблюдая за экранами, операторы контролируют и при необходимости вносят коррективы в этапы превращения прямогонного бензина из полученной с месторождений в Лебапе и Ахале нефти в улучшенного качества бензин А-98.
Как известно, марка такого горючего отличается пониженным содержанием серы и полициклических ароматических углеводов. Это означает, что улучшается процесс сгорания в автомобильных двигателях, они дольше эксплуатируются и при этом значительно уменьшаются вредные выбросы в атмосферу. Не случайно новый вид топлива из Сейди отгружается в Афганистан, куда транспортируется в автоцистернах и по железной дороге. Последнее стало возможным после открытия в конце 2016 года на юге Лебапского велаята первой очереди международной стальной магистрали Атамурат – Ымамназар.
Всего на новом производстве по сменам трудятся четыре десятка человек, около половины из них – специалисты с высшим образованием, окончившие вузы в Туркменистане и за рубежом. Ввод в строй в Сейди двух современных установок наглядно отражает целенаправленно осуществляемый в стране по инициативе главы государства курс на модернизацию производства и внедрение передовых технологий с целью глубокой переработки углеводородного сырья.
Остается добавить, что инновационный путь развития второго по значимости в отрасли Сейдинского завода в рамках «Программы Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны на 2018–2024 годы» будет продолжен. На этих предприятиях намечено строительство установок гидроочистки дизельных топлив, каталитической изодепарафинации, каталитического крекинга мазутов, гидроочистки вторичных бензинов, производство водорода и других современных мощностей.

Марстал БЕКТАСОВ