ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2018  N3-4(156-157)
ТРАДИЦИИ
МУЗЫКА – ЧЕРЕЗ ВЕКА
В апреле в Ашхабаде прошли международная научная конференция и фестиваль «Древние источники музыкального искусства», объединившие ученых-гуманитариев и мастеров искусств из 13 стран мира. Своих представителей делегировали Россия, США, Франция, Саудовская Аравия, Япония, Корея, Индия, Турция, Иран, Афганистан, Кыргызстан и Узбекистан.
Представительный состав участников, в числе которых были ученые с мировым именем, подтверждает актуальность заявленной проблематики международного форума, организованного в стране в рамках мероприятий года – «Туркменистан – сердце Великого Шелкового пути». Великий Шелковый путь как явление в мировой истории изначально заключал в себе консолидирующее начало, способствуя популяризации достижений народов в различных областях, их деловым и творческим контактам, взаимообогащению культур. Истоки культуры и их значение в будущем народов – такова главная идея ашхабадской встречи.
Что касается истоков, то очевидна роль фольклора, лежащего в основе музыкального и многих других видов творчества. Об этом, а также о других актуальных проблемах шла речь на пленарном и трех секционных заседаниях научной конференции.
Так, Пол Майкл Тейлор – директор программы истории культур стран Азии Смитсоновского института (США), давно и продуктивно сотрудничающего с Туркменистаном, подчеркнул роль международного форума в изучении корней духовного наследия человечества. Американский ученый рассказал о работе, проводимой Смитсоновским институтом по популяризации культурного достояния туркменского народа, в частности, издании произведений Махтумкули Фраги, а также книг, посвященных мастерам искусств Туркменистана, которые переданы в библиотеки и музеи США, Европы, но благодаря современным технологиям доступные читателям многих государств мира.
С работой по сохранению музыкального наследия, осуществляемой Государственным музеем музыкальной культуры Азербайджана, ознакомила его директор – заслуженный работник культуры Республики Азербайджан Алла Байрамова.
Глубоко эмоциональное выступление кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Туркменистана, старшего научного сотрудника Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Наили Глазуновой было проникнуто огромной любовью к музыкальному наследию туркменского народа, которому она посвятила свою научную деятельность. «Это огромный пласт и бесценное достояние истории культуры человечества, заслуживающее глубокого изучения и широкой популяризации», – сказала докладчик, подчеркнув значение ашхабадского международного форума в этом важном деле.
Роли музыкального искусства в развитии туркменской и других родственных культур посвятила свое сообщение председатель правления Общественного объединения «Центр традиционной музыки «Устатшакирт», кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка и литературы имени Чингиза Айтматова Национальной академии наук Республики Кыргызстан Разия Сырдыбаева. Вопросы исследования музыкального фольклора как древнейшего пласта культуры народов мира стали основной темой доклада композитора, руководителя отдела исполнительского искусства Центра азиатской культуры Республики Корея Ким Хейонг.
О значении международной научной конференции и фестиваля в сохранении духовного наследия, обогащении знаний, а также в развитии взаимодействия отмечали в своих выступлениях профессор кафедры истории и теории искусства Государственной консерватории Узбекистана Рустамбек Абдуллаев, научный сотрудник иранского университета SAMT, советник по культуре Посольства Исламской Республики Иран в Туркменистане Мохаммад Джавад Аболгасеми, французский исполнитель на восточных национальных музыкальных инструментах Ибан Перре, музыкант из Японии Тору Сасаки.
В ходе тематических секционных заседаний: «Народная музыка как часть культурно-исторического наследия», «Современные проблемы фольклористики: методы и поиск новых подходов в освоении традиций народного фольклора», «Воплощение художественных образов в поэтическом фольклоре и музыкальном искусстве» было заслушано более пятидесяти научных докладов, рассмотрены актуальные проблемы взаимовлияния культур, сопоставительного анализа источников музыкального искусства, использования современных технологий в сохранении оригинальных аудио- и видеоматериалов, их распространении, популяризации духовного наследия народов мира.
Ученые обменялись мнениями по вопросам сохранения уникальных фольклорных памятников. В отдельных сообщениях были представлены интересные археологические сведения о древней истории музыкальных традиций туркменского народа. Ряд выступлений был посвящен особенностям мелодики и сложения мукамов, искусству бахши и главному музыкальному инструменту туркмен – дутару. Подчеркивались роль народных музыкантов-сказителей в национальной культуре, преемственность наставничества и становление различных творческих школ.
Тезисы ученых нашли подтверждение в практической части международного форума, обозначенной в его программе как фестиваль. Это определение вполне оправдано для концертной программы, объединившей на сцене Национального музыкально-драматического театра имени Махтумкули калейдоскопически разнообразные музыкальные традиции стран – участниц ашхабадской встречи. Яркие национальные костюмы, оригинальные старинные инструменты и, конечно, уводящие в глубь веков музыка и песни разных народов создавали у зрителей ощущение вовлеченности в большой фольклорный праздник.
Вместе с тем, соединение в двухчасовой программе фольклорных элементов и образов явилось своеобразной иллюстрацией научных изысканий на тему сохранения и развития народного музыкального искусства, представляющего собой важнейший элемент нематериального культурного наследия. Тем более что многие из выступавших мастеров-исполнителей сочетают творчество с научными исследованиями в этой области.
Открыло фестиваль колоритное выступление туркменских бахши-музыкантов – представителей разных регионов страны. В своеобразном музыкальном состязании, характерном для национальной исполнительской традиции, они продемонстрировали, насколько многообразен мир народного искусства, открывающий неисчерпаемые возможности для понимания истории, философии и менталитета народа.
Затем на сценической площадке, сменяя друг друга, предстали сказители древних эпических произведений – туркменского Героглы и кыргызского Манаса, корейских притчей и японского фольклора, азербайджанского мугама и узбекских макомов. Афганские и иранские мелодии переплетались с индийскими напевами и традиционной этнической музыкой народов Турции и Саудовской Аравии. Многогранное искусство певцов-музыкантов предстало как образец высокого профессионализма, формировавшегося на основе многовековых художественных традиций и совершенствующегося каждым новым поколением в исполнительской практике.
В этом многоголосье очевидно прослеживалась общность истоков народного искусства, а главное – его миротворческой, созидательной силы. И потому органично вошли в фестивальную программу совместные выступления туркменских музыкантов и их зарубежных коллег, продемонстрировавших необыкновенную гармонию и слаженность в исполнении разных произведений. С особым энтузиазмом встречали зрители совместное выступление французского исполнителя на уде и туркменских музыкантов, а также национальные туркменские мелодии и песни в исполнении гостей. А завершился фестивальный концерт неувядающим древним туркменским фольклорным действом – куштдепди, признанным ценностью общечеловеческого масштаба.
Творческое взаимодействие продолжилось в рамках встречи в формате «круглого стола» в Туркменском государственном институте культуры, а также мастер-классов, которые дали зарубежные участники форума для студентов и преподавателей Туркменской национальной консерватории и Туркменского государственного института культуры в Специальной музыкальной школе-интернате при консерватории. Хозяева встретили гостей фольклорно-этнографической композицией на тему свадебного обряда и национальными песнями. Участники «круглого стола» делились опытом сохранения и популяризации устного народного исполнительского искусства в своих странах, секретами игры на национальных музыкальных инструментах, вносили предложения по взаимодействию учебных заведений в этих направлениях.
Отмечая необходимость продолжения тесного плодотворного сотрудничества в сохранении музыкального наследия, участники Международной научной конференции и фестиваля «Древние источники музыкального искусства» были едины во мнении: народная музыка жива, пока народ сохраняет свои традиции, корни, без которых, как известно, нет развития, нет будущего.

Марал КАДЖАРОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005