ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2018  N3-4(156-157)
ТЕМА НОМЕРА
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДОРОГ И ВРЕМЕН
Давно туркмено-афганская граница в районе населенного пункта Серхетабада, ранее известного как Кушка, не привлекала столь пристального мирового внимания, как 23 февраля 2018 года. Ведь в последнее время Афганистан в международных лентах новостей упоминается по большей части в связи с террористическими вызовами и угрозами. Однако в тот день здесь собрались сотни зарубежных бизнесменов, дипломатов, представителей международных организаций, общественных и государственных деятелей, журналистов по очень торжественному поводу.
В присутствии сотен гостей президенты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и Афганистана Мохаммад Ашраф Гани, а также премьер-министр Пакистана Шахид Хакан Аббаси и государственный министр иностранных дел Индии Мобашар Джавед Акбар по телемосту, организованному сначала в Серхетабадском этрапе Туркменистана, а затем в афганском Герате, дали старт сразу нескольким крупным инфраструктурным проектам международного значения.
Таким образом, дата 23 февраля уже вписана в историю как день начала строительства афганского участка газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), закладки линий электропередачи и оптико-волоконной связи по маршруту Туркменистан – Афганистан – Пакистан (ТАП), а также ввода в эксплуатацию железной дороги Серхетабат (Туркменистан) – Тургунди (Афганистан), являющейся частью международного маршрута, который свяжет ряд стран Евразийского континента.
Символично, что эти проекты пришлись на 2018 год, который проходит под девизом «Туркменистан – сердце Великого Шелкового пути». И именно сейчас древний маршрут, пролегавший также и по туркменской земле, возрождается в новых проектах, нацеленных на укрепление торгово-экономических связей между государствами.
Что немаловажно, до недавнего времени многие эксперты, бизнесмены считали нереальным осуществление по территории Афганистана таких крупных проектов, как газопровод, железная дорога, ЛЭП, оптико-волоконная линия связи. Однако реальность оказалась смелее прогнозов, оценок и предположений аналитиков. Тут уместно напомнить, что при строительстве только газопровода ТАПИ на территории Афганистана будет дополнительно создано более десяти тысяч рабочих мест. А если учесть реализацию проектов ЛЭП, оптико-волоконной линии связи, потребность в рабочих руках еще более увеличится.
Трубопровод протянется от туркменского месторождения Галкыныш через Афганистан и Пакистан до границы с Индией. Между тем на территорию Афганистана приходится самый протяженный отрезок газопровода – примерно 770 километров. Напомним, строительство туркменского участка ТАПИ началось в декабре 2015 года. После полной сдачи в эксплуатацию по этой энергомагистрали общей протяженностью 1840 километров будет ежегодно поставляться 33 миллиарда кубометров туркменского природного газа, из которых 16 процентов будет получать Афганистан, по 42 процента придется на Индию и Пакистан.
Как известно, газовые компании стран-участниц проекта ТАПИ – ГК «Туркменгаз», Афганская газовая корпорация, пакистанская «Inter State Gas Systems (Private) Limited» и индийская «GAIL» – являются участниками международного консорциума «TAPI pipeline company ltd» по строительству и эксплуатации трубопровода. Причем «Туркменгаз» является лидером этого консорциума, взяв на себя функции основного финансиста и управленца проектом. Предполагается, что к концу 2019 года строительство трубопровода ТАПИ будет завершено и затем начнутся поставки первого газа. Как ожидается, основным источником инвестиций в проект ТАПИ станут международные банки развития, которые также предоставят страховые гарантии по кредитам. Часть финансовых средств готовы предоставить мировые экспортно-кредитные агентства и коммерческие банки.
Если конкретизировать экономические выгоды от этого проекта, то следует говорить о каждом из участников ТАПИ. В частности, для Туркменистана, который реализует государственную стратегию диверсификации экспорта энергоносителей, это – выход на динамично растущий рынок сбыта природного газа в регионе Юго-Восточной Азии. В 2012–2016 годы «Туркменгаз» подписал соглашения купли-продажи природного газа с компаниями Афганистана, Пакистана и Индии.
В свою очередь Пакистан и Индия, как основные покупатели «голубого топлива» в рамках данного проекта, получат гарантированный источник долгосрочных поставок трубопроводного газа, что станет стимулом для дальнейшего развития энергоемких отраслей национальных экономик этих стран. К тому же Афганистан и Пакистан будут получать дополнительные доходы от транзита газа по территории своих стран до границы с Индией. К примеру, проект ТАПИ обеспечит Афганистану ежегодные поступления в бюджет в размере около 1 млрд. долларов США только за счет транзита природного газа. Кроме того, благодаря газопроводу ТАПИ будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Только в Афганистане в связи с данным проектом работу получат более 12 тысяч граждан.
Об очевидности экономической обоснованности и возможности получения прибыли от участия в проекте ТАПИ говорит и тот факт, что весомую финансовую поддержку оказывают международные банковские структуры и крупные промышленные компании. Так, в октябре 2016 года правительство Туркменистана подписало соглашение с Исламским банком развития (ИБР) на финансирование проекта строительства туркменской части газопровода ТАПИ. На эти цели было предусмотрено выделение кредита в размере 700 миллионов долларов США. А в конце ноября 2017 года Внешэкономбанк Туркменистана заключил финансовое соглашение с Саудовским фондом развития для закупки газовых труб, предназначенных для строительства туркменского участка газопровода ТАПИ. В том же месяце ГК «Туркменгаз» подписал с компанией «Global Pipe Company» договор на поставку в 2018 году крупной партии трубной продукции для строительства газопровода ТАПИ на территории Туркменистана.
Примечательно и то, что благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов, среди которых важное место занимает проект ТАПИ, Афганистан способен превратиться из получателя экономической и финансовой помощи извне в полноправного участника и партнера на мировом рынке. Немаловажен и мощный синергетический эффект, который активизируется благодаря реализации проекта ТАПИ. Ведь не случайно день старта строительства афганского участка газопровода ТАПИ совпал с церемониями закладки оптико-волоконной линии связи по маршруту ТАПИ, с началом строительства линии электропередачи Туркменистан – Афганистан – Пакистан, и вводом в строй железной дороги Серхетабат (Туркменистан) – Тургунди (Афганистан). Безусловно, каждый из этих проектов принесет дополнительные доходы в экономику Афганистана.
Кроме того, афганские власти уже сейчас запланировали строительство газотурбинной электростанции на территории своей страны, которая будет вырабатывать электроэнергию за счет использования «голубого топлива», поступающего по газопроводу ТАПИ. Таким образом, для Афганистана, истерзанного междоусобными войнами, проекты ТАПИ, линий электропередачи и связи могут внести весомый вклад в установление мира, стабильности и экономического развития. «Это не только экономический проект, но важнейшее политическое событие, – отметил на церемонии президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани. – Строительство вдоль газопровода линий электропередачи, прокладка оптико-волокна и другая инфраструктура – все это превращает Афганистан в полноценный коридор связи между Центральной и Южной Азией».
Об особой значимости проекта ТАПИ заявил и премьер-министр Пакистана Шахид Хакан Аббаси: «Это историческое событие, которое выводит связь между нашими странами на абсолютно новый уровень. Проект ТАПИ уже создает новые возможности для сотрудничества. И что особенно важно для Пакистана, данный газопровод позволит покрыть до 10 процентов нашего энергопотребления. А с учетом того, что наше население уже составляет 270 миллионов, эта цифра будет только расти».
– Газопровод ТАПИ является важным проектом и для индийской экономики. Он не только соединяет страны, но и создает новые перспективы с учетом имеющихся в регионе возможностей. Таким образом, ТАПИ – это новая страница в истории, – отметил государственный министр иностранных дел Индии Мобашар Джавед Акбар.
– Туркменистан, обладая колоссальными запасами природного газа, проводит масштабную работу по диверсификации экспорта «голубого топлива», созданию многовекторной системы транспортировки энергоресурсов на мировые рынки, – подчеркнул Президент Гурбангулы Бердымухамедов, выступая на церемонии по случаю старта строительства афганского участка газопровода ТАПИ.
Здесь уместно отметить, что существующие в настоящее время в Туркменистане магистральные газопроводы рассчитаны на долгосрочные поставки природного газа, обеспечивают условия выполнения международных соглашений по поставкам природного газа на мировые рынки. В числе главных экспортных газопроводов, существующих на территории Туркменистана, – газопровод Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, система газопроводов для поставок газа в северном направлении – через Узбекистан, Казахстан в Россию и далее в европейский регион. Кроме того, газопроводы Корпедже – Курткуи и Довлетабад – Серахс – Хангеран обеспечивают возможности поставок «голубого топлива» в Иран. В перспективе рассматриваются варианты транспортировки туркменского газа в страны Европы, и в этом плане обсуждается проект строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспия с подключением к системе Южного газового коридора.
В рамках торжеств были подписаны межправительственные соглашения о линии электропередачи ТАП между правительствами Туркменистана, Афганистана и Пакистана, а также генеральные условия соглашения с правительством принимающего государства по проекту газопровода ТАПИ.
Президент Гурбангулы Бердыухамедов также отметил, что строительством линии оптико-волоконной связи Туркменистан – Афганистан – Пакистан будет заниматься Министерство связи Туркменистана. От туркменской границы через Афганистан до Пакистана проляжет 814 километров оптико-волоконной трассы. С полной реализацией данного проекта в перспективе Туркменистан будет играть роль важного информационного моста между странами Европы и Юго-Восточной Азии, подчеркнул Гурбангулы Бердымухамедов.
Широкие масштабы обретает взаимодействие между Туркменистаном и Афганистаном в сфере энергетики. Стартовавшая в феврале прокладка ЛЭП Туркменистан – Афганистан – Пакистан мощностью 500 кВт, помимо снабжения электроэнергией объектов вдоль маршрута газопровода ТАПИ, также предоставит возможность экспортировать ее через Афганистан в Пакистан и другие государства Юго-Восточной Азии.
Строительство ЛЭП Туркменистан – Афганистан - Пакистан будет вести турецкая компания «Зalyk Holding A.». Это предусмотрено соответствующим меморандумом о взаимопонимании, подписанным в начале февраля между Министерством энергетики Туркменистана и турецкой компанией.
Наращивание производства электроэнергии и ее экспорта является приоритетным направлением развития энергетической отрасли Туркменистана. В рамках реализации Концепции развития электроэнергетической отрасли на 2013–2020 годы уже построено несколько газотурбинных электростанций. Это позволяет Туркменистану полностью обеспечивать себя электроэнергией и экспортировать ее в соседние государства – Афганистан и Иран.
Туркменистан придает большое значение активизации сотрудничества с Афганистаном и в транспортной сфере. Так, по введенной в эксплуатацию 23 февраля железной дороге Серхетабат – Тургунди в тот же день в соседний Афганистан в провинцию Герат отправился первый железнодорожный состав с грузом: нефтепродуктами, продовольственными и промышленными товарами, строительными материалами, произведенными в Туркменистане.
Примечательно, что строительство новой туркмено-афганской стальной трассы полностью взял на себя Туркменистан, оказывающий афганскому народу всестороннюю помощь. Эти вопросы были обсуждены на состоявшейся в Ашхабаде в ноябре 2017 года 7-й Конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану. И уже к концу того же месяца туркменские железнодорожники приступили к сооружению железной дороги до афганского города Тургунди.
Как заявил Гурбангулы Бердымухамедов, с реализацией проекта строительства железной дороги Серхетабад – Тургунди увеличилась пропускная способность станции, повысилось ее значение в товарообороте Афганистана, открылась возможность вывода афганской продукции на международные рынки, а также поставок в страну импортных товаров коротким и оптимальным путем.
– С выходом соседнего Афганистана на государства АТР будут созданы необходимые условия для его превращения в значимое звено международных транспортных коридоров, проходящих по территории Центральной Азии по направлениям Север – Юг и Восток – Запад, – сказал Президент Туркменистана. – Соединив братскую страну с международным морским портом Туркменбаши, эта дорога предоставит ей возможность выхода через море на Азербайджан, Грузию, Турцию и государства Европы.
Железнодорожная ветка Серхетабад – Тургунди станет частью транспортного коридора Афганистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция (маршрут Lapis – Lazuli), пятистороннее соглашение о создании которого было подписано на форуме RECCA VII в Ашхабаде в ноябре 2017 года. Этот маршрут свяжет афганские города Акина в провинции Фарьяб и Тургунди в провинции Герат, портовый город Туркменбаши в Туркменистане, Баку в Азербайджане, Тбилиси, Поти и Батуми в Грузии и города Стамбул, Карс в Турции с дальнейшим выходом на транспортную систему Европы.
Возможности логистики транзитных потоков через Туркменистан расширяются и с учетом введенной в строй магистрали Керки – Ымамназар (Туркменистан) – Акина (Афганистан) – первой очереди Азиатского международного транспортного коридора, который в перспективе продолжится до Таджикистана с выходом на Китай и другие страны. Возрождающая Великий Шелковый путь и призванная наращивать транспортно-транзитный пропускной потенциал Туркменистана, эта дорога станет важным связующим звеном по направлению Европа – Азия – Тихий океан – Южная Азия. Ее эксплуатация будет способствовать укреплению торгово-экономического сотрудничества с государствами региона.
Немаловажную роль в успешном функционировании транспортных транзитных коридоров играют мосты. Так, только за 2009-2016 годы были введены в строй через реку Амударью современные автомобильные мосты Керки – Керкичи, Сейди – Эльджик, железнодорожный мост Керки – Керкичи. В 2017 году транспортные коридоры через Амударью, протекающую по Лебапскому велаяту на протяжении 830 километров, пополнились двумя новыми мостами – для железнодорожного и автомобильного движения.
На церемонии их открытия глава Туркменского государства отметил, что значение таких сооружений, как мосты через Амударью, трудно переоценить. Они открывают прямой выход грузопотоков из государств Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Азии к Каспийскому морю и далее – в Черноморский и Средиземноморский регионы, страны Европы, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока.
Что касается развития автодорожной инфраструктуры, то в этой области Туркменистан ориентируется на инновационные технологии и передовой мировой опыт. Вводятся в эксплуатацию современные магистрали, планируется строительство высокоскоростных автомобильных дорог (автобанов). Так, новая трасса Ашхабад – Туркменбаши возьмет начало с 24-го километра автодороги Ашхабад – Дашогуз и завершится в городе Туркменбаши. На трассе первого в Туркменистане автобана будет построено около 60 больших и малых мостов и свыше 70 подземных переходов, в том числе мосты через железную дорогу и Каракумский канал.
Прокладка трассы Ашхабад – Туркменбаши даст возможность повысить качество логистических услуг, расширить международную транзитно-транспортную инфраструктуру, увеличить торговый оборот с соседними странами, объемы экспорта и транзита товаров с учетом возможностей Туркменбашинского международного морского порта.
Таким образом, Туркменистан последовательно интегрируется в мировую транспортную систему, поэтапно расширяет инфраструктуру по линии главных магистралей в направлениях Восток – Запад и Север – Юг. В этом плане одним из значимых проектов, реализованных в данной сфере, стало создание такого важнейшего звена транспортного коридора Север – Юг, как транснациональная железнодорожная магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран.
Формирование важнейших логистических коридоров по этим векторам имеет большое значение в контексте возрождения в новом качестве Великого Шелкового пути и соединения двух мировых экономических полюсов Евразии. В перспективе это даст возможность подключения к международной транспортной системе в южном и восточном направлениях с выходом на Китай, Индию, Пакистан, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Олег ЛУКИН


©Международный журнал "Туркменистан", 2005