ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2017  N11-12(152-153)
КУЛЬТУРА
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВЕЧНОЙ ТЕМЕ
И вновь повести «Тополек мой в красной косынке» аплодируют ашхабадцы. Она пленила их еще в 1965 году со сцены тогдашнего Туркменского академического театра драмы имени Молланепеса. Памяти знаменитого писателя Чингиза Айтматова и режиссера того спектакля – заслуженного артиста Туркменистана, лауреата Государственной премии имени Махтумкули Оразмухаммеда Хаджимурадова посвящена новая постановка этого замечательного произведения, осуществленная на сцене Национального театра драмы имени Алп Арслана.
Себялюбие, самоуверенность приводят к непоправимым последствиям: человек, порвав с теми, кто живет и трудится рядом, кто предан и дорог ему, остается один. Такова главная тема спектакля. Его сюжет помнят все, кто читал раннего Айтматова: водитель Ильяс занимается перевозкой грузов в горах Кыргызстана. Однажды в его машине обнаружилась неисправность. Исправляя неполадки, он увидел девушку. В руке она держала ведро, а на голове – алая косынка. Он попросил у нее воды. Понемногу они разговорились, понравились друг другу. Молодые стали украдкой встречаться и вскоре поженились. Асель покинула родной дом. Ильяс придумал любимой имя, называя ее «Тополек мой в красной косынке». Жили в комнатке, выделенной от гаража. Он уходил в рейсы, она вела домашнее хозяйство, растила сына Самата. Казалось бы, вот оно, счастье! Но…
Зима выдалась лютой: дороги были занесены снегом и ни одна машина не могла двинуться с места. Шоферы отсиживались в тепле, пережидая непогоду. Неожиданно начальник гаража заявил, что есть срочный груз, который необходимо доставить в далекий аул. Возмущению водителей не было предела – никто не хотел ехать в метель. И только Ильяс вызвался помочь и сообщил об этом шефу, но в ответ услышал категоричное «нет». Ильяс же проявил упрямство и, когда все разошлись, принялся упрашивать непреклонного начальника. Водитель хотел показать свой характер, выделиться на фоне коллег. Это ложное чувство превосходства над всеми членами коллектива органично выражает исполнитель роли Ильяса Сулейман Эминов. Ради собственных амбиций он склоняет к нарушению инструкций диспетчера Хадичу. Девушка, тайно влюбленная в Ильяса, пошла на поводу у своих чувств и выписала путевой лист. Ильяс, вырвав заветный листок из ее рук, торжествует в душе: «Я докажу, кто я такой, а вы – ничтожные трусы!»
На одном из перевалов заглох двигатель. Грузовик завис над пропастью, справиться с управлением не удалось, и машина покатилась вместе с прицепом в провал. Ильясу едва удалось спастись. Подавленный из-за краха собственной «авантюры», он побрел обратно. Как жить дальше? Как взглянуть в глаза начальству? Все смешалось в его голове, ненависть к окружающим ослепляла его. Когда же Асель предлагает признать свою вину и покаяться, гнев вырывается наружу, и Ильяс поднимает руку на жену. Асель, не выдержав такого унижения, уходит вместе с сыном от мужа.
Ее – нежную, ласковую, обаятельную – играет Гюлайым Аннаменглиева. Актриса воплощает образ старательно, бережно, стремясь передать постепенное духовное пробуждение героини. В ней явственно проявляются черты сильного духом человека. Она любила своего мужа и до поры списывала все его недостатки на желание быть незаурядным. Но пелена спала с ее глаз и все рухнуло, когда Ильяс ударил ее. Герой повествования так и не перешагнул через свое самолюбие, пренебрег советом самого близкого человека.
В новой постановке режиссер спектакля – заслуженный артист Туркменистана Хандурды Бердыев – особое внимание уделяет теме любви. Она проходит красной нитью через все произведение: любовь Асель к мужу и ребенку, любовь Хадичи к Ильясу, любовь матери Асель и ее страдания из-за страданий дочери. Актерский коллектив талантливо, ярко и вдумчиво раскрывает образы своих героев. Строгий, но вместе с тем заботливый начальник Ильяса в исполнении заслуженного артиста Туркменистана Овезгельды Худайгулыева чувствует ответственность за судьбы своих подчиненных, сопереживает им. Глубокий пронзительно-правдивый образ матери главной героини воплотила на сцене театра заслуженная артистка Туркменистана Мамагуль Дурдыева. Это и любящая мать, готовая сражаться с зятем за судьбу и счастье своей дочери и внука, и рядовая сельская труженица. В сцене столкновения с Ильясом старая женщина, не в силах справиться со своими чувствами, бросает ведро в зятя. Эта деталь показывает нам всю силу ее негодования против человека, обуянного самолюбием и эгоизмом.
Роль Байдемира исполняет заслуженный артист Туркменистана Акмурат Арчиков. Его герой в прошлом фронтовик. Судьба Байдемира складывалась трагично: вся семья его погибла под оползнем, внезапно нагрянувшим с гор. Несмотря на это, он не озлобился, не стал черствым и безразличным к бедам других людей. Так сложилось, что в судьбе главных героев он сыграл важную роль. Он помог Ильясу, попавшему в аварию, приютил Асель с ребенком. Сын Асель привязался с Байдемиру, стал называть его отцом. Ильяс пытается разрушить наладившуюся жизнь жены и сына. Попытка увезти Самата не разозлила Байдемира, он предоставил выбор самой главной героине. Она бросает презрительный взгляд на бывшего мужа и молча уходит в другую комнату, давая ему понять, что у него больше нет семьи.
Вскоре Ильяса покидает и Хадича, роль которой искренне и правдиво исполняет актриса Огулсенем Дурдыева. И к ней приходит прозрение: она наконец поняла, что рядом с ней самолюбивый и эгоистичный человек, не способный нести ответственность за близких людей.
Для Ильяса наступает время позднего раскаяния. Он подвязывает к придорожному топольку треугольник алой ткани. Это та самая косынка, в которой он впервые увидел Асель. В конце произведения Ильяс выглядит потерянным и одиноким, его исповедь перед зрителями глубока и искренна. Для создания наиболее полной картины сложности и противоречивости характера главного героя режиссер спектакля применяет нестандартный ход, поручая исполнить одну и ту же роль двум разным актерам. Если молодого Ильяса играет Сулейман Эминов, то повзрослевшего героя, претерпевшего непростую эволюцию чувств и переживаний, убедительно и ярко изображает заслуженный артист Туркменистана Довлет Ханмамедов.
…Взяв свой совсем не тяжелый чемодан, уходит куда-то вдаль все еще красивый и сильный человек. И звучит ему вдогонку в финале спектакля не высказанное вслух: «А будет ли он счастлив? Вот в чем вопрос...»
Прекрасным фоном, во многом способствующим раскрытию главной идеи произведения и характеров персонажей, является интересная работа художника-постановщика спектакля, заслуженного деятеля искусств Туркменистана Батыра Бекмырадова. Удачно подобранное музыкальное оформление сценической постановки, осуществленное Мамедом Хыдыровым, составляет единство с общим пронзительно грустным содержанием театрального действа.
В репертуаре театра спектакль, безусловно, займет свое достойное место, и каждый раз зритель будет остро сопереживать проходящей на сцене драме, испытывая подлинное потрясение от финальной сцены: затрепещет ли на тополиной веточке косынка цвета утренней зари?

Чары ХАДЖИМУРАДОВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005