2017  N11-12(152-153)
ИСКУССТВО
ВЗГЛЯД С ВЕРШИНЫ
Сегодня Аннадурды Алмамедов – маститый профессионал, художник, достигший высот в любимом деле. Как известно, никто не начинает на пустом месте, у каждого художника есть свои истоки и свои пристрастия, направленность творчества. «Мое творчество связано и вдохновлено зарядом богатого наследия народного искусства и искусства великих предшественников – основоположников живописи Туркменистана», – говорит мастер.
Впитав в себя все ценное не только отечественной, но и мировой живописи, художник создал свой особый мир. Мир солнечного света и радости. Мир, где царят Доброта и Вера в Человека. Даже его пейзажи очеловечены – это размышления о жизни людей, их счастье, о смысле человеческого бытия.
Еще в детстве, ощутив тягу к рисованию, он всерьез увлекается изобразительным искусством. В 1954 году Алмамедов поступает в Туркменское государственное художественное училище в Ашхабаде, где окончательно убеждается в том, что искусство – его призвание. Семнадцатилетний, полный молодого задора Алмамедов, занимаясь уроками под руководством великолепных педагогов Петра Ершова, Леонида Шпаги, Амана Кулиева, Музафара Данешвара, Павла Попова, постепенно оттачивает мастерство. Алмамедов был из тех молодых людей, которые твердо знали, к чему стремятся. Он не чувствовал себя растерянным в большой, бурлящей жизнью столице. Дружеские отношения завязались c однокурсниками Владимиром Артыковым, Шамухамедом Акмухамедовым и другими студентами – Дурды Байрамовым, Кульназаром Бекмурадовым, с которыми в будущем ему предстояло идти плечом к плечу по жизненному и творческому пути.
Важную роль в творческом развитии Алмамедова сыграла хорошая школа чуткого педагога, замечательного театрального художника Петра Ершова, сумевшего раскрыть перед ним неповторимый мир театрального искусства.
Желая углубить свои знания в театральном искусстве, Аннадурды Алмамедов после окончания училища в 1959 году поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени А.И. Островского. В 1965 году после успешного окончания учебы он начал работать главным художником только что открывшегося в Ашхабаде Театра юного зрителя и одновременно преподавать в Туркменском государственном художественном училище. К середине 1960-х годов художник достигает больших творческих успехов в театрально-декорационном искусстве.
С середины 1970-х годов не театральная, а станковая живопись становится той областью художественного творчества, в которой раскрывается дарование живописца. Он создает индивидуальный язык живописной выразительности, позволивший передать эмоциональное восприятие мира, высокий пафос гражданственности, обостренное чувство Родины, причастности к ее судьбе. Именно станковая живопись выдвинула его в ряды ведущих художников современности.
Восьмидесятые годы прошлого столетия были периодом подъема в творчестве художника. Они насыщены творческими поездками в Афганистан (1985), Сирию (1987), Россию (1988, 1989), персональными выставками: Кабул (1984), Ашхабад (1986, 1987), Москва (1988, 1989). И на родине, и за рубежом произведения художника привлекали внимание правдивостью содержания, эмоционально-темпераментной живописью, оплодотворяющей «музыкой цвета». Именно эти особенности творчества мастера многократно отмечали деятели изобразительного искусства в своих выступлениях на открытиях выставок разных лет.
В 1990-е годы Алмамедов работает в станковой живописи, где ведущими жанрами становятся тематическая картина и пейзаж. Его многолетняя плодотворная деятельность получает широкое признание в Туркменистане. Он был удостоен званий «Заслуженный деятель искусств Туркменистана» (1991), лауреат премии Бяшима Нурали Союза художников Туркменистана (1997), «Народный художник Туркменистана» (2009). Алмамедов продолжил педагогическую деятельность на кафедре живописи и композиции в Государственной академии художеств Туркменистана, где в течение долгих лет обучал, воспитывал, формировал творческое мышление своих учеников. Мастер воспитал замечательных художников, внесших значительный вклад в развитие национальной живописи.
Работы Аннадурды Алмамедова привлекают зрителя жизнерадостностью, простотой трактовки, эмоциональностью. Поверхностный взгляд, брошенный на картины художника, создает впечатление намеренной простоты. Кажется, что мастер старательно скрывает свои напряженные усилия, желая, чтобы его произведения выглядели по-весеннему легко и радостно. Картины как будто возникают стихийно, а иногда они выглядят удачными импровизациями, но в действительности являются результатом длительного труда, упорных поисков окончательного оригинального решения. Художник творит сердцем, так как медленная и основательная подготовка, тренировка и дисциплина, которым он себя подчинил, позволяют ему следовать своим импульсам.
Живопись Алмамедова отражает главные вехи жизни народа, отмечает поворотные моменты его истории и, подведя к современности, объясняют и раскрывают особенности современной жизни. Картины Алмамедова производят впечатление спонтанности, непосредственности, им характерны монументальность форм, лапидарность композиции, звучность цвета, свойственные принципам импрессионизма, постимпрессионизма, так как они наполнены радостью, оптимизмом, солнцем, фейерверком света. При всем этом они всегда сохраняют выразительность национальной формы, ярко и правдиво отображают жизнь родной природы. Художник добивается внутренней напряженности образа человека, данного в действии, движении, в нем выражается цельность его натуры, широко принимающего жизнь, умеющего радоваться ее дарам. Вся его живопись, можно сказать, пропитана философским лиризмом, полна внутреннего изящества.
Рассматривая произведения художника, важно подчеркнуть общую устремленность его творчества: желание овладеть методом реализма, выразить в своих произведениях ощущение времени, в котором он живет, передать свое отношение к окружающему миру.
Натюрморты Алмамедова, отмеченные чертами декоративности, прославляют красоту и богатство реального мира. Именно в этом жанре живописи так отчетливо выступают куда более светлые чувства и надежды художника, тонкие нюансы его мягкой, стихийной манеры письма. Как правило, не один только выбор объектов изображения, а прежде всего отношение к ним самого художника определяет характер того или иного натюрморта. В этом авторском отношении и заключается «человеческая сущность» натюрморта. Лейтмотив натюрмортов живописца – это любовь к жизни, а не к предметам как таковым. Важной особенностью натюрмортов мастера является постоянное ощущение присутствия в нем человека, человека-созидателя, творца, а не собственника вещей.
Самая сокровенная и любимая натура для художника – цветы. Он остается преданным ей на протяжении всего творчества – с ранних натюрмортов до поздних пейзажей. Изображения цветов помогло стать Алмамедову, равно как и многим другим туркменским живописцам, самобытным колористом, мастером выразительного цветового пятна. Цветы у мастера – носители эмоционального настроения, символизирующие радость и счастье бытия: маки – это воплощение самой нежности и трепетности, сирень – вестник весны, пробуждения новой жизни. Полевые цветы – это светлые чувства и надежды.
Страстный темперамент, неуемная фантазия особенно ярко выражены художником в произведениях, воссоздающих образы природы. Искренне говорит мастер о своей любви к родной природе как источнику творческого вдохновения: «С молодых лет природа для меня была загадочна, притягательна. Любил бродить по горам и смотреть, как двигаются облака – закрывают туманом горы, как восходит и садится солнце, как цветут сады весной. В дальнейшем природа стала для меня творческой базой».
Как бы мастер ни создавал пейзажи: писал их с натуры или в мастерской, по памяти, в любом случае он создает не этюд, а картину, видит природу скомпонованной, живущей своими законами, в которых нет места случайности, непостоянству.
Горные пейзажи – блестящая страница в творческой биографии Аннадурды Алмамедова. Как известно, художников, отдающих дань этому жанру, считают людьми особого склада, «не от мира сего», ищущих некую вечную истину, поэтизирующих глубокую древность. Начиная с первых пейзажей, восхищаясь гордой, неистовой красотой, величием, вечностью дикой природы, живописец стремился проникнуть в ее скрытые тайны. Горные пейзажи художника притягательны тем, что в каждом из них можно увидеть поиски все новых композиционных решений, остро подчеркивающих пространственные отношения, обилие воздуха, состояние атмосферы и освещения. Художник чаще избирает высокую точку обзора, любит резкие сокращения перспективы, как бы втягивающие зрителя в глубь пространства.
Строгость динамичных линий, рисующих контур каменных «великанов», и в то же время мягкость колористических соотношений позволяют воссоздать широкие просторы, ясные прозрачные дали, окутанные светом и воздухом.
Лучшие произведения станковой живописи Алмамедова свидетельствуют об эмоциональном обогащении туркменского искусства, о более глубоком и впечатляющем его воздействии на чувства, мысли, фантазию зрителя. Сегодня жизнерадостный, восьмидесятилетний мастер упорно и увлеченно работает, молодо шутит и задорно смеется, он в полной мере сохранил замечательную способность удивляться богатству и разнообразию окружающего мира.
В произведениях последнего десятилетия, в период творческой зрелости, проявились обостренная свежесть, теплота восприятия мира, лиризм. Художник создает неповторимые произведения, собственный образный мир со своим строем, стилем и задачами. Его искусство утверждает человечность, искренность.
Прошедшая осенью 2017 года персональная выставка, приуроченная к восьмидесятилетию Аннадурды Алмамедова, свидетельствует о верности призванию, пронесенной через многие испытания и трудности, творческой активности, являющихся залогом осуществления масштабных творческих планов в будущем.

Алтынджемал БАЙЛЫЕВА