2017  N11-12(152-153)
ЭКОНОМИКА
ИНФРАСТРУКТУРА ЗОЛОТОГО ЗВЕНА
На туркменской железнодорожной станции Берекет состоялась торжественная сдача в эксплуатацию нового локомотивного депо, построенного в рамках комплекса мероприятий по оптимизации перевозочного процесса на железной дороге Казахстан – Туркменистан – Иран – золотого звена трансконтинентального транспортного коридора «Север – Юг».
Президент Гурбангулы Бердымухамедов поздравил туркменских железнодорожников со сдачей в эксплуатацию нового локомотивного депо.
«Сегодня Туркменистан входит в ряды наиболее динамично развивающихся государств мира. Одним из важнейших сегментов национальной экономики является железнодорожный транспорт. В сжатые сроки в соответствии с концепцией развития отрасли реализованы крупные международные проекты, построены и введены в эксплуатацию железнодорожные вокзалы, депо, станции и соответствующие инфраструктурные объекты. Эти меры, способствующие повышению качества предоставляемых в нашей стране транспортных услуг, открывают широкие перспективы и для расширения плодотворного торгово-экономического партнерства с соседними государствами. Туркменистан, следуя политике миролюбия, гуманизма и конструктивного сотрудничества с государствами планеты, формирует трансконтинентальные железнодорожные коридоры в транспортно-логистической сфере. Эти важные инициативы находят поддержку со стороны мирового сообщества», – говорится в обращении.
В торжественной церемонии открытия депо приняли участие представители областной и районной администраций, руководство железнодорожной отрасли, представители трудовых коллективов, общественных организаций, почтенные старейшины и молодежь.
Создание локомотивного депо на узловой станции транспортного коридора «Север – Юг» позволит поднять на новый уровень техническое обслуживание и эксплуатацию тепловозов, организацию ремонтной базы для тягового подвижного состава, улучшить использование локомотивного парка и повысить экономическую отдачу магистрали.
Локомотивное хозяйство является одним из ключевых сегментов железнодорожной отрасли Туркменистана, от его эффективной и надежной работы зависят четкость ритма внутренних и международных грузовых и пассажирских перевозок, качество обслуживания и стабильность экономических показателей по Министерству железнодорожного транспорта страны. Так, за январь – сентябрь 2017 года объем перевозок грузов предприятиями ведомства по сравнению с таким же периодом 2016 года увеличился на 8,2 процента. Железнодорожным транспортом перевозится преобладающая часть транзитных грузов – с начала года это более 62 процентов всего объема транзитных перевозок.
Станция Берекет – важный узел транснациональной железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран, и ввод в строй здесь локомотивного депо позволит повысить производительность локомотивов и бригад, создать комфортные условия труда для работников, участвующих в процессах обеспечения безопасности движения поездов. Современные тенденции развития железнодорожного транспорта связаны с усложнением конструкции тягового подвижного состава, высокой интенсивностью движения поездов и большими затратами на каждый ремонт локомотива. Значимым фактором в обеспечении надежности перевозок является эффективное ремонтное производство и техобслуживание.
Локомотивное депо станции Берекет имеет все возможности для этого, включая передовые средства технической диагностики, обеспечивающие достоверность контроля, измерений и обследования объектов, прогнозирование неисправности, а также подъемно-транспортное, станочное и технологическое оборудования, стенды и испытательные участки.
Новой объект скомпонован таким образом, чтобы можно было максимально задействовать его производственные мощности и создать наилучшие условия для выполнения работ по ремонту подвижного состава, его узлов, агрегатов и деталей. Большое внимание уделено соблюдению требований научной организации рабочих процессов, подразумевающих в первую очередь охрану труда и технику безопасности.
Современная оснащенность предприятия позволяет осуществлять текущий ремонт для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности путем замены или восстановления отдельных узлов, агрегатов и деталей. В соответствии с назначением работ депо имеет несколько ремонтных участков для выполнения разных видов технического обслуживания. Пропускная способность участка текущего ремонта – 210 тепловозов в год, участки технического обслуживания имеют пропускную способность – 385 тепловозов в год.
Мастерские депо оснащены новыми моделями грузоподъемников, оборудованием для разборки и сборки электродвигателей, токарными станками, инструментами для обточки колесных пар без их демонтажа, четырьмя домкратами грузоподъемностью 40 тонн, сварочными и зарядными устройствами, несколькими стендами, тестирующими состояние узлов и агрегатов тепловозов.
Помимо мастерских, здесь имеются специальные установки для наружного мытья тепловозов, удаления копоти, тяжелых масляных отложений с деталей двигателей, проведения их реостатной проверки, дизельная электростанция, хранилища для воды, топлива и масла, оборудование для сушки песка, мощные вытяжки и емкости для пара.
Также депо располагает двухэтажным административным зданием, объектами инженерно-технической инфраструктуры, пунктами оборота тепловозов, корпусом для отдыха локомотивных групп, спортивной площадкой. Помимо производственного аспекта новая структура в железнодорожном хозяйстве имеет важное социальное значения – с открытием данного объекта в небольшом городе создано свыше шестисот рабочих мест.
Модернизация локомотивного хозяйства железнодорожной отрасли страны продолжается. Недавно на Ашхабадском участке железной дороги появился новый симулятор вождения тепловоза. Учебный тренажер предназначен для более качественной профессиональной подготовки и переподготовки машинистов и помощников машинистов тепловоза, обучения рациональным способам вождения, отработки навыков взаимодействия с работниками железнодорожной станции.
Станция Берекет с локомотивным депо, расположенная на участке железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран, имеет большое значение для эффективного использования этой линии в системе межрегиональных транзитно-транспортных коммуникаций Евразии, укрепления торгово-экономических связей между странами континента.
Развитие международных экономических отношений и внешней торговли Туркменистана обуславливает рост объемов перерабатываемых грузопотоков, в обслуживании которых нарастает роль всех действующих и вновь создаваемых крупных транспортных узлов страны, находящейся в самом центре возрождаемого Великого Шелкового пути.

Какамурад АННАГЕЛЬДЫЕВ