2017  N3-4(144-145)
ИСКУССТВО
РАЗГОВОР О ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Государственный русский драматический театр имени А.С. Пушкина в Ашхабаде – явление особого порядка. К нему менее всего подходит современное определение – очаг русской культуры или русский театр зарубежья, как это принято сейчас говорить о подобных коллективах. Ибо само понятие «русская культура» приобретает под его сводами особое наднациональное значение, скорее тяготеющее к традиции духовной, просветительской, свойственной, что весьма важно в контексте имени театра, пушкинскому глобальному взгляду на гуманистическую роль и миссию искусства. И так было всегда. Можно сказать, с момента его рождения в 1926 году.
Первым своим спектаклем – «Бешеные деньги» А.Н. Островского Русский драматический театр заявил о своем тяготении к произведениям значительным, образам сложным, видя свою задачу в развитии духовной культуры зрителя.
В 1937 году в ознаменование столетней годовщины со дня смерти А.С. Пушкина театру было присвоено имя великого русского поэта, драматурга и прозаика. «Пушкинский», так тепло называют любимый театр ашхабадцы, отметил в минувшем году девяностолетие. Его творческая судьба пришлась на два века, отразив характерные для них идеологические и эстетические взгляды. За годы своей насыщенной яркими событиями жизни театр прошел большой и сложный путь, пережив взлеты и периоды спада творческой активности, выпестовал яркую плеяду режиссеров и актеров, чьи имена составляют славу туркменского театрального искусства.
Девять десятилетий – возраст мудрости, который и почета заслуживает, и уважения, старейший все-таки в стране. Но есть и другое в этом зрелом возрасте – ответственность перед историей театра и людьми, принимавшими участие в его становлении, перед поколениями преданных ему артистов и зрителей, которым он служит и без которых немыслима его жизнь. Сегодня театр собирает аншлаги. На премьеры приходят не только ашхабадцы, приезжают жители регионов страны, коллективные заявки на детские спектакли принимаются задолго до наступления школьных каникул, и каждый вечер, как верный знак востребованности театра у зрителя, звучит у его входа вопрос о «лишнем билетике».
В здании на проспекте, носящем имя великого туркменского поэта Махтумкули, Государственный русский драматический театр обосновался в 2004 году. Но и эти стены уже привыкли к громким аплодисментам, они заключают в одном небольшом пространстве самые разные эмоции, но главное – эмоцию неравнодушия.
Театр верен традициям. В современной многонациональной театральной труппе наряду с опытными мастерами сцены много талантливых и перспективных молодых артистов – выпускников школы-студии актерского мастерства, действовавшей здесь с 2006 до 2013 года. Выпускники студии пополнили не только труппу Пушкинского театра, но также работают в столичных и областных театрах, многие из них получили признание на самом высоком государственном уровне. И это тоже дань традиции. Родившись как первый стационарный театр, Русский драматический сразу же стал методическим центром, школой для профессиональной подготовки будущих национальных кадров актеров и режиссеров. На его базе была образована первая национальная драматическая студия, воспитавшая плеяду замечательных артистов. Ее выпускники в 1929 году стали основным ядром Туркменского государственного драматического театра. Это Аман Кульмамедов, Базар Аманов, Клыч Бердыев, Алты Карлиев и многие другие.
В годы Великой Отечественной войны театральные бригады выступали в воинских резервных частях, госпиталях. По воспоминаниям актеров, люди в тяжелые времена тянулись к искусству, все сборы шли в фонд обороны. На фронт выезжали бригады артистов. Moбильный театр, созданный под руководством народного артиста СССР Михаила Кириллова, показавший свои комедийные пьесы в Москве, был направлен на Карельский фронт и полгода давал концерты на лесных полянах, полевых аэродромах, кораблях Северного флота. 16 артистов театра были награждены почетными грамотами, 27 – медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
После разрушительного ашхабадского землетрясения 1948 года, унесшего многие человеческие жизни, когда пострадавшим горожанам так необходима была поддержка, в том числе духовная, коллектив Пушкинского возобновил свою работу буквально через несколько месяцев. Театральный сезон был открыт пьесой туркменского драматурга Гусейна Мухтарова «Семья Аллана». Спектакли игрались на одном уцелевшем этаже театрального здания, а его работники вместе со всем народом помогали заново отстраивать туркменскую столицу. Через некоторое время было построено и новое здание для театра, в котором он проработал около пятидесяти лет.
За годы деятельности театральную труппу представляли десятки самобытных артистов. В разные периоды в Пушкинском служили талантливые режиссеры: Василий Федоров – ученик Всеволода Мейерхольда, Николай Теппер, Исидор Громов, Вячеслав Аксенов – ученик Константина Станиславского, Яков Фельдман. Значительная и содержательная часть истории театра связана с именем заслуженного артиста Туркменистана, лауреата Государственной премии имени Махтумкули, ученика известного режиссера Анатолия Эфроса Рената Исмаилова. В его режиссуре на сцене появились «Маленькие трагедии» Пушкина, «Поздняя любовь» А.Н. Островского, «Холостяк» И.С. Тургенева, «Забыть Герострата!» Григория Горина и десятки других ярких спектаклей.
Все эти режиссеры принадлежали к разным театральным школам и направлениям, были не похожи друг на друга по манере работы, подходу к актеру, трактовке роли, решению спектакля, но были преданы искусству и своему театру, который считали неотъемлемой составляющей туркменской истории и культуры. На сцене с большим успехом шли пьесы Пушкина, Чехова, Грибоедова, Гоголя, Островского, Горького, Шекспира, Шиллера, туркменских драматургов. Здесь всегда работали и работают актеры самых разных национальностей.
Оставаясь очагом духовности, выполняя важную функцию приобщения зрителя к мировой культуре, Русский драмтеатр способствует развитию межкультурного диалога. Сегодня коллектив театра активно участвует в различных творческих акциях, выезжая с гастролями в регионы страны, организовывая благотворительные спектакли.
На сцене Пушкинского продолжают ставиться самые разные спектакли – это русская и мировая классика, современная драматургия, в том числе пьесы туркменских авторов, а также сказки для самых юных зрителей. Неизменным было и остается по сей день стремление донести до зрителя вечные и нетленные духовные ценности. Сегодня в его афише нет пушкинской драматургии, но глобальный интернациональный смысловой ряд пушкинской мысли незримо присутствует во всех театральных постановках.
Современный репертуар – тому яркое подтверждение. Среди полюбившихся зрителям спектаклей – «Материнское поле» киргизского писателя и драматурга Чингиза Айтматова, «Аршин мал алан» азербайджанского автора Узеира Гаджибекова, «Ханума» грузинского драматурга Авксентия Цагарели, новый спектакль «Андро и Сандро» осетинского драматурга Георгия Хугаева, а также постановки по известным пьесам российских авторов: Алексея Арбузова – «Старомодная комедия», Александра Вампилова – «Старший сын», Сергея Белова – «Шикарный мужчина», Надежды Птушкиной – «Не уходи» и другие. Уже в нынешнем театральном сезоне зрителям будет представлен новый спектакль «Подставной жених» по пьесе турецкого писателя и драматурга Решата Нури Гюнтекина.
Русская классика представлена вершиной мировой драматургии – постановкой «Ревизор» Н.В. Гоголя. При этом до недавнего времени с большим успехом на сцене шли его же «Женитьба» и «Вечер водевилей» А.П. Чехова.
Неизменно яркими и интересными остаются для зрителя спектакли по произведениям мировой классики: «Коварство и любовь» Шиллера, «Проделки Скапена» Мольера, «Слуга двух господ» Гольдони, «Отелло» Шекспира. В театральной афише немало спектаклей для детей. Это яркие постановки: «Кот в сапогах», «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино», «Золушка», «Зайка-зазнайка», премьера нынешнего сезона – «Бременские музыканты», а также насыщенные деталями быта туркмен спектакли «Кривой ворон» Аймамеда Ишанкулиева, «Бовенджик» и «Приключения Худайберды» по мотивам туркменских народных сказок.
Особое внимание «пушкинцы» уделяют произведениям отечественных драматургов. Среди современных постановок – спектакль «Мы обязательно встретимся» по повести Атаджана Тагана, пьеса Аширмухаммета Рахманова и Елены Щербаковой «Аваза – любовь моя», «Зов любви небесной» Говшутгельды Данатарова и Ирины Столбуновой, «Зохре и Тахир» туркменского писателя Базара Аманова.
И в этом контексте важна роль Государственного русского драматического театра в популяризации национальной культуры за рубежом, сближении народов, взаимообогащении культур. В числе достижений на этом благородном поприще – участие в проводимых в стране и за ее пределами международных театральных фестивалях и конкурсах. Один из последних примеров тому – представленный в 2016 году в Республике Беларусь на ХХI Международном театральном фестивале «Белая Вежа» спектакль «Мы обязательно встретимся». Он поставлен главным руководителем театра Аширмухамметом Рахмановым по пьесе Говшутгельды Данатарова и Сердара Непесова «Перенгли». Зрители и театроведы разных стран по достоинству оценили национальный колорит постановки, в канву которой органично вплетены обряды и культурные традиции туркменского народа.
И сегодня Государственный русский драматический театр имени Пушкина идет в ногу со временем, развиваясь и совершенствуясь вместе с поступательным движением театрального искусства страны.
Опыт и молодость, неустанный творческий поиск новых форм художественного осмысления действительности органично дополняют друг друга. И потому каждый вечер зажигаются огни рампы Пушкинского, они зовут к общему разговору, к раздумьям, к единению «под сенью дружных муз» во имя лучшего и совершенного.

Марал КАДЖАРОВА