ПОИСК




Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2017  N3-4(144-145)
ОБРАЗОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Совместная Туркмено-российская средняя общеобразовательная школа (СТРСОШ) имени А.С. Пушкина служит одним из ярких примеров успешности и, главное, перспективности межгосударственного гуманитарного диалога. В нынешнем году этому уникальному во многих отношениях учебному заведению исполнилось 15 лет. Знаменательная дата была отмечена школьным коллективом без лишнего пафоса, в рабочем режиме, который лучше всего подчеркивает благородную миссию школы – быть конкурентоспособным образовательным учреждением, осуществлять формирование личности с высоким уровнем знаний, осваивать содержание современного образования на основе гармоничного сочетания культурного наследия Туркменистана и России.
Уникальность школы не только в том, что она является единственным средним общеобразовательным учреждением за пределами территории Российской Федерации, где учат по российской программе и выдают выпускникам аттестат российского образца. С января 2002 года, когда было подписано межправительственное соглашение об открытии в Ашхабаде совместной Туркмено-российской средней общеобразовательной школы имени А.С. Пушкина, она воспитывает и дает образование молодому поколению, основываясь на лучших традициях двух разных и равных культур (таков школьный девиз), отражая нацеленность наших стран крепить дружеские и добрососедские отношения.
Если говорить об учебной программе, то школа работает по российским федеральным образовательным стандартам, она имеет российскую лицензию и государственную аккредитацию. Обучение ведется на русском языке, по всем предметам соблюдается выполнение российских образовательных программ. В данное время школа перешла на новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Аттестационные экзамены также проходят по единым российским стандартам и, что немаловажно, ее выпускники достигают высоких результатов, многие из них сдают ЕГЭ на 90 и выше баллов, ежегодно получая квоты для обучения в вузах России. Уже второй год школа проходит через контроль Всероссийских проверочных работ (ВПР), помогающих определить качество и уровень получаемых знаний. По заявке школы они прошли в четвертых и пятых классах.
СТРСОШ имени А.С. Пушкина отмечалась в 2004 году официальным званием «Лучшая российская школа зарубежья». В числе особо ценимых наград – грамоты Министерства образования Туркменистана и Российского фонда культуры «За многолетнее служение культуре и приобщение детей и юношества к поэтическому нравственному наследию Пушкина».
Образовательная программа, предусматривающая реализацию идеи осуществления учебного и воспитательного процесса в контексте двух культур, включает изучение таких предметов, как туркменский язык, история Туркменистана. А в плане воспитательной работы органично сочетаются мероприятия, связанные со знаковыми национально-духовными датами русского и туркменского народов.
Школьный актовый зал никогда не пустует: День независимости Туркменистана и День Конституции России, День нейтралитета и День добрососедства, День поэзии Махтумкули, день рождения Пушкина, Новруз и Масленица... Здесь на торжественных линейках исполняются гимны двух государств, а на школьных праздниках звучат вдохновенные строки туркменских и русских поэтов. С первых дней своего существования школа с гордостью поет и свой гимн, где есть такие строки: «Россия! Туркмения! Школа! Мы будем любить вас всегда!»
Идея гармоничного сосуществования, диалога и взаимовлияния, взаимоуважения и взаимодействия двух культур положена и в организацию экспозиций школьных музеев. Первый, Пушкинский, был открыт 19 октября 2010 года – в День лицея, традиционно отмечаемый школой. Приоритетное направление его деятельности – создание культурного центра, связанного с именем великого русского поэта, приобщение учащихся к научно-поисковой работе.
Два других музея образовались гораздо позже, но их экспозиции также подчеркивают неразрывную связь двух братских народов. Бережно сохраняются в Музее соотечественников реликвии, связанные со знаменитыми земляками. В их числе – космический костюм космонавта Олега Кононенко, переданный им в школьный музей, пиджак и книги актера Московского театра на Таганке Леонида Филатова. Здесь же – произведения писателя Георгия Юдина, встреча с которым проходила в школе в 2017 году. Поисковая работа продолжается, и воспитанники школы надеются собрать в этом музее богатую экспозицию, рассказывающую о выдающихся людях, которые внесли большой личный вклад в развитие туркмено-российских отношений.
Музей «Вдохновение» призван отразить необозримые горизонты полета творческой фантазии, причем как учеников, так и учителей. В экспозиции соседствуют разнообразные работы, отражающие традиции разных народов и отличающиеся национальным колоритом. И это лучшая иллюстрация к словам о важности уважительного отношения к культуре и традициям всех народов. Судя по количеству школьных талантов, музею понадобится не одно помещение.
Сегодня в СТРСОШ имени А.С. Пушкина обучается более тысячи школьников, причем их состав многонационален. Кроме юных граждан Туркменистана и России здесь также получают среднее образование дети сотрудников аккредитованных в стране дипломатических миссий стран СНГ. Ежегодно сохраняющийся конкурс на поступление в школу говорит о ее популярности, он не меньше, чем в некоторых местных вузах. На конкурсной основе в свое время набирался и учительский коллектив, в котором немало участников и победителей международных профессиональных конкурсов.
Пушкинская концепция воспитания и образования многие годы определяет существующий в школе «пушкинский» дух благородства, высокой нравственности. Школа живет по «пушкинскому календарю»: Болдинская осень открывает учебный год, а завершается он празднованием дня рождения писателя – праздником поэзии. Традиционным стал конкурс чтецов, приуроченный к Дню лицея 19 октября. Продолжается осень литературными гостиными, литературно-музыкальными вечерами. Не только Пушкину посвящены дни Болдинской осени: школа отмечает юбилеи всех знаменитых русских и туркменских писателей, поэтов, славные даты в истории русской и туркменской словесности. Все мероприятия находят освещение на полях местных СМИ и, прежде всего, популярного школьного журнала «Большая перемена», корреспондентами которого являются не только учащиеся и их родители, но и выпускники школы.
Конкурс среди учителей на лучший Пушкинский урок – тоже одна из старых, добрых традиций. Вершина Болдинской осени – ноябрь, который знаменуется важным мероприятием – конкурсом научных и творческих работ учащихся по всем школьным предметам, а в завершение его – торжественные Ломоносовские чтения, на которых проходит «защита» лучших работ. Поддержанию научных изысканий учащихся служит деятельность малой академии. Благодаря усилиям квалифицированных педагогов ребята также неоднократно становились дипломантами государственной олимпиады и международных олимпиад по русскому языку. В нынешнем году копилку наград пополнили дипломы международного конкурса научно-технических и творческих работ по авиации и космонавтике «Точка отсчета», в котором учащиеся школы отличились в нескольких номинациях.
Пушкинская концепция воспитания и образования – лишь один из реализуемых проектов. Большое внимание уделяется в школе нравственным урокам истории, в том числе теме «Великая Отечественная война в истории моей семьи». В этой связи важно отметить, что традиционными стали встречи с ветеранами и проходящая в канун Дня Победы на территории школы акция «Бессмертный полк». Среди популярных библиотечных проектов – «Читаем вместе», возрождающий традиции семейного чтения, и конкурс знатоков русских и туркменских сказок, пользующийся большой популярностью у младших школьников и их родителей.
Активно работают в СТРСОШ хореографическая, хоровая, изобразительная студии, действуют разнообразные кружки, результаты работы которых демонстрируются в постоянно действующей выставочной экспозиции. Своеобразным отчетом талантов являются общешкольные творческие фестивали «Звездный дождь» и «Весенняя капель».
Успехи спортсменов позволили юным шахматистам и школьной команде по мини-футболу участвовать во Всемирных играх соотечественников.
Как отмечают преподаватели школы, отсутствие авторитаризма и уважение всех и ко всем является одним из определяющих принципов их воспитательной работы. Ярким свидетельством тому – институт самоуправления «Школа-град», созданный по инициативе самих ребят. Школьники, активно участвуя в предвыборной кампании, на широкой альтернативной основе избирают своих представителей в думу и администрацию «Школы-града», призванных принимать самое активное участие в жизни учебного заведения. Свое видение школьных проблем учащиеся могут также выразить в конкурсных социальных роликах «Точка зрения». В нынешнем году он проходил под девизом «Школьные годы чудесные».
О значении СТРСОШ в развитии межгосударственного диалога свидетельствует тот факт, что ее новое здание было заложено в 2007 году Президентами Гурбангулы Бердымухамедовым и Владимиром Путиным, а через два года также торжественно открыто при участии глав двух государств на одном из центральных проспектов туркменской столицы. И сегодня школа не обойдена вниманием высокопоставленных официальных лиц России и многочисленных делегаций, непременно включающих в программу пребывания в Ашхабаде посещение этого учебного заведения.
Многолетняя и многоплановая учебно-воспитательная деятельность Туркмено-российской средней общеобразовательной школы – лучшее доказательство действенности объединяющего потенциала образования как надежной основы для расширения сотрудничества Туркменистана и России в духе дружбы и доверия.

Марал КАДЖАРОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005