ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2017  N7-8(148-149)
ПОЛИТИКА
ПО ЗАКОНАМ ДОБРОСОСЕДСТВА
Во внешнеполитической концепции Туркменистана на период 2017–2023 годов отношениям с соседними странами отводится особое место. И это не случайно. В понятие добрососедства в Ашхабаде вкладывают не просто географическую близость. Туркменистан строит свои отношения с государствами региона, основываясь на глубоких исторических узах, культурно-цивилизационной общности, осознании неразрывности судеб проживающих здесь народов, исходит из наличия у стран Центральной Азии и Каспийского бассейна необходимого потенциала сотрудничества, который способен обеспечить им долгосрочную политическую стабильность, экономическое и социальное благополучие, эффективную интеграцию в современные мирохозяйственные связи.
В этом смысле состоявшаяся встреча Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и официальный визит туркменского руководителя в Азербайджан стали показательными, подтвердив обоснованность взятого курса на долгосрочное политическое взаимодействие и экономическую кооперацию Ашхабада с Ташкентом и Баку.
Принимая в курортной Авазе на побережье Каспия узбекского лидера, Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул наличие с обеих сторон понимания важности дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между двумя братскими народами и государствами, осознания современных реалий, требующих тесного взаимодействия и координации усилий для адекватного ответа на тенденции и вызовы регионального и глобального развития.
Во внешнеполитической сфере Туркменистан и Узбекистан выступают с единых позиций по таким ключевым вопросам глобальной повестки, как сохранение и поддержание всеобщего мира и стабильности, противодействие угрозам международного терроризма, экстремизма, разоруженческая проблематика, урегулирование ситуации в Афганистане. Обе страны тесно сотрудничают в авторитетных международных и региональных структурах – Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Содружестве Независимых Государств, ряде других, поддерживают друг друга, и это приносит видимые результаты, положительно влияет на ход процессов в регионе и мире. Ашхабад и Ташкент едины в своем стремлении оказывать содействие позитивному развитию региональных процессов, укреплению сотрудничества между государствами Центральной Азии, установлению здесь прочного мира, стабильности и безопасности.
В этом контексте Гурбангулы Бердымухамедов и Шавкат Мирзиёев уделили должное внимание ситуации в Афганистане, сойдясь во мнении, что урегулирование там достижимо только мирными, политическими средствами, сопровождающимися действенными мерами по восстановлению социально-экономической инфраструктуры этой страны, осуществлением значимых проектов, нацеленных на ее включение в систему региональных и мирохозяйственных связей. Исходя из этого Туркменистан придает особое значение реализации крупных инфраструктурных проектов с участием Афганистана. В их ряду Гурбангулы Бердымухамедов отметил проект газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, реализация которого вступила в практическую стадию, строительство железной дороги между двумя странами. С учетом ввода в строй новых мощностей в Туркменистане Ашхабад также готов в несколько раз увеличить поставки электроэнергии в Афганистан. Все эти проекты способны позитивно отразиться на ситуации в соседней стране, сыграть действенную роль в восстановлении ее экономики и социальной сферы, в переходе к мирной, созидательной жизни.
В ходе переговоров особое внимание лидеры Туркменистана и Узбекистана уделили водно-энергетическим проблемам в Центральной Азии и взаимодействию по экологической проблематике. Туркменистан и Республика Узбекистан выступают за дальнейшее укрепление и совершенствование деятельности Международного фонда спасения Арала. Как страна, председательствующая в МФСА, Туркменистан разработал соответствующую концепцию, где отражены приоритетные планы совместной деятельности государств-членов.
В повестке многопланового туркмено-узбекского диалога традиционно важное место занимает развитие торгово-экономических связей. В ходе переговоров оба лидера выразили убежденность в наличии всех необходимых предпосылок для вывода партнерства Туркменистана и Узбекистана на уровень, отвечающий реальным возможностям и объективным потребностям двух государств. Была констатирована заинтересованность и готовность к диверсификации взаимного товарооборота, поиску новых направлений сотрудничества с учетом обоюдных потребностей и возможностей.
Стратегическое направление туркмено-узбекского сотрудничества – энергетика. Здесь у двух стран уже имеется успешный взаимовыгодный пример партнерства. Это введенный в эксплуатацию в декабре 2009 года газопровод из Туркменистана в Китай, часть которого проходит по территории Узбекистана. В высшей степени перспективным выглядит проект строительства еще одного газопровода по маршруту Туркменистан – Узбекистан – Таджикистан – Кыргызстан – Китай.
В ходе переговоров была подтверждена ключевая роль в успешном экономическом развитии двух стран, их интегрировании в систему глобальных связей сотрудничества в транспортной сфере. Одним из ярких его результатов стал ввод в эксплуатацию 7 марта этого года железнодорожного и автомобильного мостов через реку Амударью между городами Туркменабад (Туркменистан) и Фараб (Узбекистан). Не будет преувеличением сказать, что эти крупные сооружения, отвечающие самым высоким мировым стандартам, являются зримыми символами реализуемой Туркменистаном и Узбекистаном стратегии, нацеленной на эффективное использование потенциала региона как важнейшего связующего звена транспортной системы всего Азиатского континента. В этом смысле создание новых транспортно-транзитных коридоров и узлов между Туркменистаном и Узбекистаном органично вписывается в формирующуюся в этой части земного шара экономическую архитектуру XXI века.
В целом очевидно, что туркмено-узбекская кооперация в транспортном сегменте сегодня выступает одним из локомотивов развития Центральной Азии и сопредельных регионов, важнейшим фактором успешной экономической интеграции и партнерства по линии Север – Юг и Восток – Запад. В частности, речь идет о возможностях совместной работы по реализации транспортного маршрута по линии Узбекистан – Туркменистан – Каспийское море – Южный Кавказ с выходом на черноморские порты Грузии, Турции, Румынии и других государств. В контексте диверсификации континентальных транспортных потоков Туркменистан также готов заинтересованно рассмотреть с Узбекистаном возможности железнодорожного сообщения по маршруту Центральная Азия – Китай.
Большая позитивная роль в отношениях между двумя странами и народами традиционно отводится сотрудничеству в культурно-гуманитарной области. Здесь имеются давние и прочные традиции сотрудничества, которое опирается на солидную правовую базу и наработанный опыт.
На регулярной основе встречаются представители туркменской и узбекской творческой интеллигенции, проводятся различные фестивали и форумы. Из последних крупных событий нужно отметить прошедшие в ноябре 2016 года в Ташкенте и Бухаре Дни культуры Туркменистана, в апреле нынешнего года – Дни туркменского кино в Узбекистане. На вторую половину 2017 года запланировано проведение Дней культуры Республики Узбекистан в Туркменистане. Гурбангулы Бердымухамедов и Шавкат Мирзиёев договорились оказывать таким контактам максимальное государственное содействие и поддержку.
По итогам переговоров был подписан солидный пакет двусторонних документов в различных сферах. Отмечая результативность встречи с узбекским руководителем, Президент Туркменистана охарактиризовал ее как еще один важный этап в истории отношений двух стран и народов.

В повестке дня официального визита Гурбангулы Бердымухамедова в Азербайджанскую Республику значился широкий круг вопросов – от политико-дипломатического взаимодействия на мировой арене до сотрудничества на Каспийском море, а также энергопоставок на международные рынки.
В своем выступлении на заседании делегаций в расширенном составе туркменский лидер отметил твердую приверженность Ашхабада и Баку сохранению и упрочению международной и региональной безопасности и стабильности. Ответственная и убедительная линия Туркменистана и Азербайджанской Республики в этом ключевом вопросе оказывает заметное позитивное влияние на развитие политических процессов в Центральной Азии, Закавказье, регионе Каспийского бассейна. Гурбангулы Бердымухамедов выразил убежденность в необходимости и дальше наращивать туркмено-азербайджанское взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Содружестве Независимых Государств, в других международных и региональных структурах, конкретизировать его, выделить приоритетные сферы, где совместные дипломатические и иные усилия могут быть задействованы наиболее эффективно.
Было констатировано, что сотрудничество Туркменистана и Азербайджана как в двустороннем, так и в многостороннем форматах является важнейшим фактором превращения Каспия в пространство мира, добрососедства, согласия и взаимовыгодного партнерства. На этом направлении, особенно за последние годы, сделано немало. В частности, близка к завершению совместная работа над конвенцией о статусе Каспийского моря.
Особое место в ходе переговоров было уделено обсуждению роли Каспийского бассейна как крупнейшего транспортного узла. Это – стратегическое направление, которое открывает перспективы наращивания торгово-экономических связей как между самими прикаспийскими странами, так и в контексте выхода на внешние рынки. Туркменистан и Азербайджан имеют все возможности для активизации сотрудничества, развития и расширения морских коммуникаций на Каспии. Обе страны могут выступить в качестве инициаторов системной и целенаправленной работы в этом направлении. В целом, по мнению Ашхабада, транспортный аспект необходимо максимально учитывать при разработке стратегических планов двустороннего партнерства.
Визит в Азербайджан стал событием, призванным дать старт новому содержательному этапу сотрудничества двух стран в экономической сфере. Перспективы здесь огромны, и объединение потенциалов двух государств, использование совокупных ресурсных, географических, производственных возможностей способно не только мощно содействовать развитию национальных экономик, но и придать принципиально иной смысл и характер всей геоэкономической архитектуре на пространстве Евразии. Речь идет, прежде всего, о таких стратегических направлениях, как энергетика и транспорт.
В сфере международного энергетического сотрудничества Туркменистан и Азербайджан выступают за создание сбалансированной, многовариантной системы поставок энергоносителей на мировые рынки, основанной на диверсификации маршрутов, ясных и прозрачных схемах их функционирования, гарантиях надежности и безопасности, учете многосторонних интересов. Именно в данном контексте следует рассматривать совместную инициативу о налаживании партнерства в деле поставок природного газа из Каспийского региона в западном направлении. К настоящему времени обсуждение этой темы приобрело уже предметный и системный характер, к нему активно подключились партнеры из Европейского союза и Турции.
Проекты по диверсификации энергопоставок, безусловно, выгодны обеим странам, полностью обоснованы экономически и коммерчески. Кроме того, их реализация позволит сбалансировать существующую систему на рынках энергоносителей, придаст ей необходимую устойчивость, обезопасит от политических рисков. В Ашхабаде убеждены, что нужно, не теряя взятого темпа, инициативно и целенаправленно работать над реализацией таких планов, созданием соответствующих правовых и организационных предпосылок, выстраиванием согласованной стратегии совместных действий в этом направлении.
Другое важнейшее направление – транспорт. Географическое положение Туркменистана и Азербайджана обуславливает объективную необходимость тесного партнерства, опирающегося на выверенную стратегию по созданию транспортно-транзитных коридоров между Азией и Европой. Такая стратегия должна предусматривать строительство новых магистралей с участием не только Туркменистана и Азербайджана, но и третьих стран. В частности, речь идет о создании автомобильно-паромного и железнодорожно-паромного сообщения.
Важнейший геополитический аспект такого сотрудничества – это реальное воплощение принципа диверсификации транспортных потоков, включение в географию маршрутов новых стран и регионов, что, помимо экономических выгод, также объективно способствует развитию межгосударственных связей, взаимопониманию и сближению. Не в последнюю очередь это и серьезный стабилизирующий фактор, подразумевающий эффективное многостороннее партнерство в деле обеспечения гарантий безопасного функционирования транспортной инфраструктуры, создания благоприятных внешнеполитических условий для ее эффективного использования в интересах не только непосредственных участников, но и других заинтересованных сторон. Таким образом, выступая инициаторами крупных проектов в сфере транспорта, Туркменистан и Азербайджан вносят весомый вклад в формирование нового геоэкономического пространства сотрудничества, отвечающего современным глобальным тенденциям.
Что касается торгового партнерства между двумя странами, то Гурбангулы Бердымухамедов отметил наметившийся за последнее время прогресс. Так, товарооборот за 6 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился более чем на 40 процентов. Наработан хороший опыт взаимодействия на правительственном и ведомственном уровнях. Вместе с тем нужно отметить, что обоюдные возможности сегодня используются недостаточно, не отражают реального потенциала, которым располагают Туркменистан и Азербайджан. В этом контексте лидеры двух государств договорились о наращивании совместных усилий с тем, чтобы уже в ближайшее время серьезно увеличить существующие показатели, диверсифицировать взаимные поставки. С этой целью Гурбангулы Бердымухамедов, в частности, предложил создание торгового дома Туркменистана в Баку и, соответственно, торгового дома Азербайджанской Республики в Ашхабаде.
Высоко оценив ход и результаты своего официального визита в Баку, который прошел в атмосфере полного взаимопонимания, доверия и открытости, Президент Гурбангулы Бердымухамедов подчеркнул, что состоявшиеся встречи и переговоры дали четкие и правильные ориентиры на будущее, стали прочным фундаментом совместной работы по важнейшим направлениям двустороннего сотрудничества, в основе которого – добрая воля, осознание общности целей, опора на общее великое историческое наследие двух братских народов и государств.

Сердар ДУРДЫЕВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005