2016  N5-6(134-135)
ПОЛИТИКА
ПОТЕНЦИАЛ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Как и большинство предыдущих встреч на высшем уровне Шанхайской Организации Сотрудничества, пятнадцатый ее саммит в Ташкенте также прошел с участием Туркменистана. Президент Гурбангулы Бердымухамедов присутствовал на нем в уже привычном для себя качестве почетного гостя – статусе, который хотя и не предполагает прямого участия Ашхабада в обсуждении внутренних вопросов деятельности ШОС и процессе принятия решений, тем не менее позволяет обеим сторонам выстраивать гибкие, прагматичные и вместе с тем доверительные и уважительные отношения, с упором прежде всего на экономический аспект партнерства.
В этом смысле страны – члены ШОС никогда не скрывали своей заинтересованности в сотрудничестве с Туркменистаном, который, с свою очередь, в не меньшей степени осознает преимущества и перспективы работы с ШОС – и как с крупнейшим на континенте межгосударственным объединением, обладающим колоссальным экономическим потенциалом, и как с совокупностью стран, с каждой из которых в отдельности у него имеются традиционно тесные, добрососедские связи.
Выступая на пленарном заседании, Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что спектр сотрудничества выглядит весьма широким – энергетика, транспорт, коммуникации, торговля.
В энергетической сфере открываются серьезные перспективы для создания комплексной трубопроводной инфраструктуры по выводу энергоносителей из Центральной Азии на рынки Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. В качестве примера успешности и жизнеспособности таких планов можно привести построенные за последние годы трубопроводы из Туркменистана в Китай и Иран, а также начало реализации в декабре прошлого года еще одного стратегического проекта – газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ).
Показательно, что все вышеперечисленные государства, хоть и в разном качестве и статусе своего членства в ШОС, являются участниками многостороннего взаимодействия в диапазоне этой организации. Что, как представляется, служит четким индикатором перспективности совместных планов развития, сочетаемости взаимных интересов на долгосрочный период. Очевидно также, что осуществление таких проектов способно придать мощный импульс экономическому развитию Центральной Азии и сопредельных регионов, стать серьезным стимулом для действенной активности со стороны внешних инвесторов. Высоко оценив потенциал взаимодействия Туркменистана с Шанхайской Организацией Сотрудничества в этом направлении, Президент Гурбангулы Бердымухамедов подтвердил готовность к конструктивному обсуждению и выработке дальнейших совместных планов.
Не менее значимым видится сотрудничество Туркменистана с ШОС в транспортно-транзитной сфере. Речь идет о масштабной оптимизации транспортной сети по линиям Север – Юг, Запад – Восток с использованием автомобильного, железнодорожного и морского сообщения. Она соединила бы обширные пространства от Тихого океана до Каспийского и Черного морей, от севера Европейского континента до Индийского океана. Это и есть тот самый пресловутый континентальный транспортный «крест» Восток – Запад, Север – Юг. Данные проекты имеют стратегический характер, и Туркменистан естественным образом выступает в них в качестве одного из ключевых звеньев.
В этом контексте большую практическую роль призвана сыграть Глобальная конференция по устойчивому транспорту, которая состоится в Ашхабаде 26–27 ноября этого года. Решение о ее созыве было принято в соответствии с инициированной Туркменистаном резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 70/197 от 22 декабря 2015 года «На пути к обеспечению всестороннего взаимодействия между всеми видами транспорта в целях содействия созданию устойчивых мультимодальных транзитных коридоров» и по предложению Генерального секретаря ООН. Основная цель конференции – налаживание диалога по конкретным направлениям международного партнерства для развития стабильных и устойчивых транспортных систем в качестве неотъемлемого и значимого элемента Повестки устойчивого развития. В ходе своего выступления на пленарном заседании саммита ШОС Президент Туркменистана пригласил делегации всех государств-членов и наблюдателей организации принять участие в работе предстоящего форума.
И все же ШОС – это не только мощный экономический потенциал. Для Туркменистана сотрудничество с этой организацией является важным компонентом внешнеполитического курса, нацеленного на обеспечение стабильного и сбалансированного развития региональных процессов. В Ашхабаде высоко ценят конструктивную, взвешенную и ответственную позицию, которую занимает ШОС в вопросах упрочения мира, международной и региональной стабильности и безопасности, противодействия вызовам и угрозам XXI века, построения справедливой системы межгосударственных отношений.
В силу известных причин это сегодня приобретает особую актуальность. Не случайно, обращаясь к участникам заседания, Президент Туркменистана высказал убежденность, что «потенциал ШОС может и должен быть использован для сохранения прочного баланса региональной безопасности, недопущения конфликтов, утверждения переговорных инструментов как единственно приемлемого средства их решения», подчеркнув готовность своей страны к активному взаимодействию с организацией в реализации этих важнейших задач.
Свой визит на Ташкентский саммит Гурбангулы Бердымухамедов использовал для проведения двусторонних рабочих встреч. Так, состоялись его переговоры с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином.
Главы двух стран обменялись мнениями по ключевым направлениям стратегического сотрудничества, подтвердив обоюдную готовность к дальнейшему наращиванию экономического партнерства. Была подтверждена готовность к продолжению совместной деятельности в рамках ООН по таким вопросам, как реформирование Совета Безопасности ООН, реализация Целей устойчивого развития, противодействие современным вызовам и угрозам. Для обеспечения скоординированных действий по этим и другим актуальным направлениям международной политики Президент Туркменистана предложил создать туркмено-китайскую контактную группу высокого уровня. В ходе обсуждения вопросов торгово-экономического сотрудничества Гурбангулы Бердымухамедов предложил в рамках Туркмено-китайского комитета по сотрудничеству тщательно проанализировать их нынешнее состояние и подготовить специальную программу по расширению масштабов партнерства, уделив особое внимание взаимодействию в области энергетики, транспорта и высоких технологий.
На переговорах с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым обсуждались приоритетные направления двустороннего партнерства в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. Стратегическим направлением двустороннего партнерства была названа сфера энергетики. В этой связи были обсуждены возможности реализации совместных проектов в этой области, призванных обеспечить стабильность и надежность энергопоставок в восточном направлении, создать условия для более активного интегрирования двух стран в систему континентальных экономических связей. Была также подтверждена обоюдная заинтересованность в эффективном использовании транспортно-коммуникационного потенциала Узбекистана и Туркменистана, в частности, в контексте практической реализации Ашхабадского соглашения о создании транспортного коридора Узбекистан –Туркменистан – Иран – Оман, который позволит значительно увеличить международные транзитные грузопотоки и обеспечить новый коммуникационный коридор на мировые рынки.
На встрече с Президентом Исламской Республики Афганистан Мохаммадом Ашрафом Гани обсуждались вопросы строительства газопровода ТАПИ, ход строительства железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан и развитие партнерства в области электроэнергетики. Мохаммад Ашраф Гани выразил туркменскому руководителю признательность за поддержку в социально-экономическом возрождении Афганистана, в том числе путем реализации инициатив и проектов в различных областях: строительство объектов образовательного и медицинского назначения, поставки по льготной цене электроэнергии и сжиженного газа, оказание помощи в подготовке кадров.
Состоявшийся в Ташкенте саммит ШОС с участием Президента Туркменистана продемонстрировал наличие очень серьезных возможностей для реализации масштабных совместных начинаний. Ориентиры сотрудничества просматриваются вполне четко и основаны на очевидных обоюдных преимуществах: для Ашхабада взаимодействие с этой организацией гармонично вписывается в реализуемую им внешнеэкономическую стратегию, базирующуюся на ее широкой географической и структурной диверсификации. В свою очередь для ШОС Туркменистан, с его мощной ресурсной базой, динамично развивающейся транспортной инфраструктурой и выгодным географическим положением выступает естественным партнером в реализации амбициозных геоэкономических планов организации на евразийском пространстве. Именно такой формат взаимодействия представляется сегодня наиболее оптимальным и реалистичным.

Сердар ДУРДЫЕВ