ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2016  N3-4(132-133)
ИСТОРИЯ
ИЗ СЕРАХСА В МЕРВ
Изучение торгово-караванных путей, служивших в прошлом важным средством связи в экономической, культурной и политической жизни различных государств и их многочисленных городов, имеет существенное значение в освещении древней и средневековой истории Востока.
Испокон веков в Средней Азии существовала разветвленная сеть караванных трасс, по которым шел международный обмен товарами, знаниями и духовными ценностями народов, находившихся в постоянном взаимодействии друг с другом исключительно благодаря движению по этим пыльным дорогам.
Начиная с 90-х годов XIX века, в изучение Южного Туркменистана включились также российские востоковеды. Наряду с анализом средневековых арабских и персидских рукописей, они провели собственные исследования руин древних городов. Наиболее значительным достижением тех лет стала монография профессора Санкт-Петербургского университета Валентина Жуковского «Развалины древнего Мерва». Написанный на основе письменных данных и натурных обследований местности, этот труд до сих пор остается важным источником по истории Мерва. В работах академика Василия Бартольда также имеется обширная информация о местах пролегания караванных троп.
В конце 1930-х годов был издан двухтомник «Материалы по истории туркмен и Туркмении». В этом уникальном сборнике извлечений из трудов средневековых авторов можно найти массу конкретных данных, касающихся торговых путей. В книгах и статьях доктора исторических наук Сергея Агаджанова, академика Михаила Массона, профессора Андрея Якубовского и других ученых также встречаются отдельные и разрозненные сведения об этом.
Когда в 1946 году была создана Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция (ЮТАКЭ), то возглавивший ее академик Михаил Массон одной из важнейших задач определил изучение средневековых маршрутов караванов, проходивших через территорию Южного Туркменистана. В связи с этим в 1953 году был создан специальный XXIII археологический маршрутный отряд под руководством аспиранта Курбана Адыкова. Перед ним была поставлена задача изучить международный торговый путь из Передней Азии в Среднюю Азию и Китай на отрезке между Серахсом и Мервом. В сочинениях историков Средневековья и более позднего периода даются сведения о пяти караван-сараях, располагавшихся на торговом пути Серахс – Мерв. Они назывались замок Наджара, Уштурмагак, Тильситана, Данаданкан и Генугирд. В поисках их следов археологи в течение пяти лет буквально прошли пешком через пустыню на этом участке старой караванной дороги.
В трудах, написанных до исследований Курбана Адыкова, их авторы обычно ограничивались рассуждениями, основанными лишь на старинных письменных источниках. Все также оставалось неизвестным, где именно пролегал путь, каково местонахождение отдельных стоянок, что они собой представляли, существовали или нет другие промежуточные стоянки. Не были найдены ответы и на местоположение поливных земель и земледельческих границ, а также основной переправы через реку Мургаб.
И вот вместе с коллегами Курбан Адыков во главе XXIII отряда, основываясь на информации арабских авторов, приступил к исследованию маршрута. Отряд в итоге изучил места прохождения торгового пути с точки зрения археологии, топографии, географии и экономики. Успешно была решена задача, связанная с местоположением караванного пути, точно определен маршрут. В результате было исследовано 20 памятников, в основном XI–XIV веков. Также было выявлено и исследовано около 40-50 памятников, непосредственно находившихся на караванном пути.
В ходе тщательной разведки этого отрезка караванной трассы были обнаружены несколько стоянок, вовсе не известных науке, и внесены изменения в информацию о расстоянии между крупными караван-сараями. Выяснилось, в частности, что расстояние в прошлом было определено весьма приблизительно. Россыпи посудной керамики, жженого кирпича и найденные монеты позволили установить, что этот путь возник в VI–VII веках. В целом это совпадает и со сведениями средневековых путешественников, чьи записки дошли до наших дней.
Исследователям из ЮТАКЭ удалось убедительно отождествить упомянутые там пункты с теми руинами и городищами, которые давно носят туркменские названия. Замок Наджара – первую стоянку – они уверенно связали с холмом Геок-депе, находящимся в 15 километрах к северу от Серахса. Второй большой караван-сарай Уштурмагак они нашли в местности, ныне именумой Кала-Бурун. Третий (Тильситана) связали с городищем Хаузхан-кала, ныне почти затопленным Хаузханским водохранилищем. Четвертый (Данаданкан) называется ныне Дашрабат и расположен рядом с современной автомагистралью на участке между поселком Хаузхан и городом Мары. Пятый (Генугирд) – это городище Келте-минара на южной окраине современного оазиса, в 25 километрах от аэропорта Мары.
Также стало ясно, что между названными стоянками находились многочисленные селения. Мовлекдепе, расположенный в 35 километрах севернее старого Сарахса, считается старейшим из них. Уже с середины I тысячелетия до нашей эры самая северная граница Серахского оазиса с пустыней Каракумы была местом обитания оседлых земледельцев. На расстоянии около 11 километров севернее старого Сарахса, в зоне земледелия, было выявлено существование в I веке до н. э. и в I веке н. э. парфянского укрепления на месте городища Гуйруклы-депе.
Следы караванных поселений VI–VII веков найдены также на городищах Сувлуджа-депе, Чоплыджа-депе, Ясы-депе, Гызылмырат-депе и Овлияли-кешк. Археологи пришли к выводу, что эти места использовались как укрепления против степных кочевников, а также служили местом сбыта продукции ремесленников и земледельцев.
В IX–X веках Мервский оазис славился зерноводством и шелководством. Продукты земледелия и шелководства были ходовым товаром на рынках. Из ткани «мульхам» в Мерве шили разнообразную одежду. Особым спросом она пользовались в Хорасане. А Серахский оазис был известен в те времена как развитый центр верблюдоводства. Согласно археологической информации, в самом Серахсе было высоко развито производство керамики, переработка металлов и строительное мастерство.
В середине XII столетия разрушение Мерва, Серахса и других городов и сел Хорасана огузами-кочевниками нанесло большой удар по их экономике, резко упало гончарное производство.
Монгольское вторжение в Хорасан вызвало общий упадок на долгие времена. Разрушение монголами Мерва, Серахса и Балха предопределило и судьбу караванного пути. Курбан Адыков в своей диссертации, защищенной в 1960 году, на основе собранных богатейших материалов отметил резкое падение жизненного уровня на основных стоянках (Наджаргала, Уштурмагак, Тилситан, Данданакан, Генугирд).
В конце XIV в. Туркменистан вошел в состав огромной империи Тимура. В конце XV в., в эпоху Шахруха, после восстановления Мерва и других городов, вдоль торгового пути началось некоторое оживление.
В 1508 году Шейбани-хан пошел на Мерв через Серахс. Возможно, завоеватели использовали стоянки для кратковременного пребывания. Но после этого нашествия Великий Шелковый путь на этом отрезке, как и в регионе в целом, окончательно прекратил свое существование.
Современное автомобильное шоссе Ашхабад – Мары простирается вдоль старинного караванного пути. Проезжая по этой скоростной автомагистрали на современных автомобилях, мы лицезреем развалины крепостей и караван-сараев в местах, где некогда бурлила жизнь, вершились исторические события.

Овезмухаммед МАМЕТНУРОВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005