ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2016  N3-4(132-133)
КУЛЬТУРА
ПОЧИТАНИЕ НАСЛЕДИЯ
Минувшая весна была особенно щедра на яркие творческие мероприятия, проходившие в разных уголках Туркменистана в рамках Года почитания наследия, преобразования Отчизны. Фестивальным с полным на то основанием можно назвать апрель, объединивший несколько творческих смотров, нацеленных на сохранение, развитие и широкую популяризацию в мире национального духовного и материального наследия.
Первым из них стал фестиваль туркменского национального танца куштдепди под символическим названием «Веками вдохновленная душа». Участниками яркого праздника, заключающего в себе мощь и многообразие фольклорных традиций и современной национальной культуры, стали победители уникального в своем роде творческого смотра куштдепди, проходившего ранее в столице и регионах страны. Это творческие коллективы, представившие свое оригинальное прочтение древнего обрядового танца, ставшего сегодня своеобразной визитной карточкой Туркменистана, неотъемлемым атрибутом каждого национального праздника и представления туркменского искусства за рубежом.
Не случаен выбор места проведения творческой акции – Национальная туристическая зона «Аваза», берег древнего Хазара. Как известно, Балканский велаят (область) считается родиной куштдепди. Танец был особенно популярен у туркмен, населявших обширное побережье Каспийского моря. Затем он распространился по всей территории Туркменистана, обретая характерные особенности исполнения в различных частях страны.
Самобытный туркменский танец куштдепди, являясь колоритным образцом народного творчества, сегодня имеет большие перспективы в плане внесения в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Отражая симбиоз историко-культурных традиций и духовного опыта нации, он являет яркий пример гармоничного сочетания традиций прошлого и созидательной энергии современности. Образный хореографический язык, поэтика пластических решений куштдепди, а также сопровождающие его песнопения – газалы – могут многое рассказать о жизни народа, ибо обрядовые танцы сопутствовали человеку всю его жизнь, считались прекрасным даром богов, в котором заключалось единство душевной и телесной красоты.
Примечательно, что сегодня национальное хореографическое и музыкально-песенное искусство активно развивается не только в столице, но и во всех городах и селах Туркменистана, где возведены современные центры культуры, школы искусств, способствующие развитию народного творчества и профессиональной подготовке будущих артистов. Примером тому – фестиваль куштдепди, в котором приняли участие как профессиональные, так и самодеятельные творческие коллективы, ознакомившие зрителей с различными вариациями фольклорного действа, имеющего как общие черты, так и определенные характерные для каждой местности традиции и особенности, в том числе в пластике и ритмах танца.
Общие черты, присущие куштдепди, в немалой степени обусловлены национальным характером народа. Танец отличают необыкновенная жизнерадостность, размах. Начинается он мелодичными напевами первых аккордов жанрового национального песнопения в исполнении юноши и девушки, делающих при этом первые плавные па танца. Окружающие сопровождают их движения мерным, ритмичным похлопыванием ладоней. В конце каждой строфы они восклицают традиционное «эй-ха», «ух-ху», «кушт-кушт», как бы подзадоривая друг друга, и понемногу вовлекаясь в ритм танца. Свои традиции и в песнопениях, чаще всего рассказывающих о том, как сердцем юноши овладела любовь к девушке, как жаждет он увидеть пленивший его дивный лик, как хочет раскрыть ей душу и поведать о своей любви.
Куштдепди один из тех народных танцев, в котором отточенным веками самобытным хореографическим языком, усиленным голосовой вибрацией, исполнители рассказывают притчи о бесконечном круговороте бытия, избавлении от невзгод и болезней, счастливой любви и чуде рождения новой жизни. Как правило, танцевальные движения имитируют характерные движения животных и птиц, отражают трудовые процессы (сев, жатва, ткачество). Во время танца руки исполнителей не должны соприкасаться. В отдельных случаях в самом центре танцующих образуется своеобразное ядро, в котором обычно тон всем остальным задают мужчина и женщина.
По мнению искусствоведов, уникальная хореография танца, состоящая в большей степени из плавных, синхронных оборотов по круговой, где каждый танцующий составляет отдельное и в то же время неотъемлемое звено общего красочного действа, напоминает ритуальные танцы древних охотников, которые, кружась вокруг костра, шкуры либо туши добытого ими животного, испрашивали удачи у всемогущих высших сил. Мерное движение исполнителей по кругу также напоминает упорядоченное движение планет солнечной системы, совершающих извечные круги согласно законам Вселенной. И вот круг завершается – танцующие останавливаются со словами «кушт, кушт, куштдепди», дабы приветствовать новый жизненный цикл. Танец завершается звучным криком «хув-хак», все танцующие останавливаются и подносят руки к лицу.
Новые реалии жизни людей повлияли и на характер народного танца, в последние годы не только широко распространившегося в разных регионах страны, но и наполнившегося новым содержанием. По мнению этнографов, куштдепди, имеющий свою историю в Ахалском велаяте, отличается особой лиричностью, изяществом пластики, он менее связан с ритуальным действом и больше тяготеет к праздничным обрядам, что великолепно продемонстрировала открывшая фестивальный праздник хореографическая группа «Дурдяне».
На правах хозяев творческого смотра в фестивале приняли участие несколько коллективов из Балканского велаята: «Акджаяр» и «Дурмуш ёллары», фольклорные группы «Хазар шемалы» и «Дехистан», ансамбль «Дагдан» Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов, детский фольклорный коллектив «Хазар овазлары».
В рисунке балканского куштдепди прочитываются шум прибоя, полет чаек, всполохи костра, у которого собирались стар и млад, взывая к духу огня о помощи, защите и очищении, ритмичные движения рыбаков, тянущих сети из морских глубин… Примечательно, что сегодня, как и много веков назад, этот динамичный танец и сопровождающие исполняют как молодежь, так и люди зрелого, даже пожилого возраста, своим весельем и задором нисколько не уступающие молодым. Этот факт не только отражает его народную природу, но и подчеркивает преемственность традиций, бережно сохраняемых и развиваемых туркменским народом.
Несмотря на общность рисунка танца, каждый творческий коллектив представил зрителям его оригинальную образную современную трактовку. Танцевальные новеллы, сменяя одна другую, создали атмосферу вовлеченности всех собравшихся на берегу древнего Хазара в яркое праздничное действо, завораживающее магией танца, олицетворяющего гармонию человека и Вселенной и словно вновь обретшего свое сакральное значение, которое он имел в далеком прошлом.
***
Фестивальную эстафету принял Ахалский велаят (область). Во дворце культуры села Ызгант Геокдепинского района состоялся фестиваль народных музыкантов – бахши – под тематическим названием «Школа наставничества – духовное наследие народа», призванный внести свой вклад в развитие и глубокое изучение национального музыкально-песенного искусства, выявить молодые таланты, укрепить традиции наставничества в этом направлении. Творческая акция также была нацелена на широкий обмен опытом, изучение региональных особенностей народного музыкально-песенного искусства, ознакомление с уникальными национальными музыкальными инструментами.
В фестивале приняли участие известные мастера-музыканты и их молодые талантливые ученики, а также популярные исполнители народных песен из регионов и Ашхабада.
Из глубины веков дошло до нас многогранное искусство бахши-музыкантов – целый пласт туркменской культуры, образец высокого профессионализма, который формировался на основе многовековых художественных традиций и совершенствовался каждым новым поколением в живой исполнительской практике. Во все времена искусство бахши пользовалось в Туркменистане особым почетом и уважением, ибо в нем отражалась сама жизнь народа, его душа. Пение бахши заключало в себе правдивый и взволнованный рассказ о счастье и горестях, красоте чувств, радостях и надеждах народа.
Ахалский велаят, избранный местом проведения фестиваля, – один из традиционных музыкальных центров страны. Отсюда вышли многие мастера туркменской народной музыки: Кель-бахши, Сары-бахши, Тачмамед Суханкулиев, Мыллы Тачмурадов, Пурли Сарыев, Сахи Джепбаров и другие. Народ по сей день хранит в памяти имена выдающихся бахши, слагает о них легенды и песни. Свидетельством особого уважения к народным музыкантам и сказителям служит и тот факт, что сегодня в Туркменистане изучается и широко пропагандируется искусство бахши. В числе государственных отличий – звание «Народный бахши Туркменистана». Специальное отделение по подготовке бахши создано при Туркменской национальной консерватории, а также в специализированных школах искусств.
В Дашогузском велаяте, откуда родом многие легендарные исполнители древних дестанов, при Историко-краеведческом музее действует экспозиция, посвященная творчеству известных народных музыкантов, мастеров-виртуозов, популяризаторов туркменской народной музыки и классической поэзии. В северном регионе страны также установлен памятник главному музыкальному инструменту туркмен – дутару и находится мавзолей святого покровителя певцов и музыкантов Востока – Ашик Айдын Пира.
Туркменские народные инструменты сегодня звучат в составе различных оркестров, и дутар по-прежнему занимает ведущее положение в национальной музыке. Расширился и репертуар дутаристов, которые стали исполнять не только туркменскую музыку, но и музыку других народов мира, в том числе классическую, внося неповторимое своеобразие в различные концертные программы.
В этот день музыка и песни слышались повсюду, а в фойе сельского Дворца культуры была развернута выставка музейных экспонатов, рассказывающая о быте и древней культуре туркменского народа, представлена галерея портретов прославленных туркменских бахши-музыкантов.
Каждое выступление включило несколько номеров – инструментальную музыку, исполнение фрагментов дестанов, а также певческое искусство, представляемое в различных жанрах. Несмотря на общность корней, в каждом из регионов музыкально-песенное искусство имеет свои характерные особенности, свою творческую школу, идущую из далекого прошлого и получающую развитие в современности.
Яркие выступления показали, насколько в инструментальной музыке кристаллизировались наиболее характерные черты стиля национального музыкального искусства, а если взять шире, – творческого мышления туркменского народа. Формировавшееся на основе многовековых художественных традиций искусство туркменских бахши-музыкантов не утратило силу своего эмоционального воздействия на слушателей. В этом могли убедиться и зрители фестивального концерта.
Тепло был встречен залом коллектив женщин-бахши. Как известно, туркменские женщины сыграли особую роль в развитии музыкальной культуры туркменского народа – от самых древних ее жанров до современного оперного искусства. Известно немало народных преданий и легенд о выдающихся способностях туркменских женщин в пении и игре на дутаре. С блеском исполняя сложнейшие образцы народной музыки, они нередко превосходили знаменитых исполнителей – мужчин.
Вокруг признанных мастеров всегда собиралось десятки учеников – так образовывались школы, формировались самобытные направления в певческой и инструментальной музыке. Сегодняшнее поколение «народников» сохраняет и развивает традиции исполнения народной туркменской музыки, равняясь на ее создателей и хранителей, что великолепно демонстрировали юные бахши.
Итоговым номером программы фестиваля стало совместное выступление профессиональных творческих коллективов, мастерски представивших возможности национальных инструментов.
Мероприятия Года почитания наследия, преобразования Отчизны продолжаются в Туркменистане, вовлекая в свою орбиту людей разных возрастов и профессий, что подчеркивает непреходящее значение школы преемственности, благодаря которой национальная культура сохранила свою самобытность во всем ее щедром многообразии.

Марал КАДЖАРОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005