ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2015  N1-2(118-119)
КУЛЬТУРА
ТАИНСТВЕННОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ СЕРЕБРА
Выставки традиционного декоративно-прикладного искусства народов Средней Азии регулярно проходят в музеях Москвы. Однако не так часто у гостей и жителей столицы появляется возможность ознакомиться с ювелирными украшениями, изготовленными искусными мастерами XIX – первой половины ХХ веков. Выставка «Серебряный Восток», которая проходила в столичном музее-заповеднике «Царицыно», погрузила зрителей в удивительный и загадочный мир восточных украшений из Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии.
Коллекция среднеазиатского ювелирного искусства музея-заповедника «Царицыно» формировалась с середины 1980-х годов. Она небольшая, но весьма содержательная. Каждый регион представлен набором этнических украшений, демонстрирующих традиции древнего ремесла, символику и эстетику изделий, способы ношения. На сегодня музейное собрание насчитывает около 200 предметов из драгоценных металлов, половину из которых составляют туркменские ювелирные произведения искусства.
Проходя по лабиринтам анфилад Большого дворца – части дворцового комплекса конца XVIII века, открытого после длительной реконструкции в 2007 году, мы попадаем в два уютных зала, где и располагается выставка «Серебряный Восток». Всего в экспозиции выставлено 150 предметов ювелирного искусства народов Средней Азии: женские украшения – нагрудные броши, подвески-амулеты, кольца, браслеты, диадемы, накосные украшения, пояса и сумочки для Корана. Дополняют выставку национальные костюмы, ковры и вышивка, графические рисунки и фотографии, наглядно показывающие, как украшали себя жители Средней Азии в прошлом.
Состав женских украшений конца XIX – начала ХХ веков варьировался в зависимости от возраста, имущественного и социального положения женщины. В раннем возрасте девочки носили простейшие подвески-обереги и серьги. Девушки и молодые женщины надевали более сложный комплект изделий, наполненный охранной символикой. Самым нарядным выглядел праздничный и свадебный ансамбль. У всех народов он состоял из множества серебряных украшений: наголовных, налобных, накосных и височных медальонов, нагрудных подвесок, серег, колец, парных браслетов. Все эти причудливые изделия с бесчисленным количеством звенящих подвесок не только украшали, но и полностью прятали женскую фигуру от посторонних взглядов, оберегали от злых духов.
Среднеазиатские зергеры (мастера-ювелиры) чаще всего изготавливали ювелирные изделия из серебра. Инкрустировали предметы сердоликом и бирюзой, кораллом и жемчугом, перламутром и цветным стеклом. Мастера владели разнообразными декоративными и техническими приемами: штампом и просечкой, гравировкой и резьбой, филигранью и зернью, использовали позолоту и чернь. Кроме ювелирных украшений, ювелиры занимались отделкой драгоценными металлами и камнями конской амуниции, седел, оружия, домашней утвари и мебели.
Украшения каждого народа были по-своему неповторимы и самоценны. В среде этнографов и искусствоведов по наличию своеобразных форм, орнамента и манере ношения среднеазиатские ювелирные изделия обычно делятся на две группы, относящиеся к двум культурам – кочевой и земледельческой.
В изделиях земледельческих народов гармонично слились мусульманские эстетические нормы и языческие преклонения перед природой. Небольшого размера, легкие, почти воздушные, сверкающие золотом (обычно мастера поверхность изделия золотили или покрывали тонким слоем золоченой фольги), они отличаются своими выпуклыми декоративными элементами, измельченными деталями, цветными вставками колотой бирюзы и коралла, изобилием цепочек и подвесок, колышущихся в такт движению. В декоре просматриваются стилизованные астральные (полумесяц), зооморфные (рыбка, змея, жуки, лягушка и пр.) и растительные (плоды шиповника, гранат, цветочные побеги, зернышки и пр.) мотивы, обладающие охранной и оплодотворяющей силой. Нередко на предметах можно прочитать благожелательные надписи на арабском языке. Яркие и блестящие женские украшения прекрасно сочетались с пестрой национальной одеждой и головным убором.
Украшения кочевых народов – киргизов, казахов и туркмен кажутся более аскетичными. Они впечатляют своими внушительными размерами, геометризированным силуэтом, строгим орнаментом и сдержанным колоритом. В семантике изделий отражены древние религии и культы, тотемные символы и знаки природы. В изделиях четко прослеживается архаичность стиля, напоминающего о тысячелетнем ремесле ювелиров-кочевников.
Массивные и объемные казахские серебряные украшения эффектно смотрятся за счет геометрического узора зернью, выложенного по поверхности изделия маленькими треугольниками, и высокой вставки коричнево-красного камня или стекла, также частично украшенной зернью. Этот стиль был наиболее распространен на западе Казахстана. Архаично выглядят браслеты. В экспозиции привлекает внимание своим крупногабаритным размером перстень, надеваемый сразу на два пальца. Диаметр основания достигает 6-7 см. Это украшение дарила во время свадьбы мать невесты матери жениха в знак объединения родов и доброго отношения к ее дочери в семье будущего мужа. Тяжелые казахские женские украшения – многоярусные нагрудные подвески, пуговицы, пряжки, амулеты – для удобства ношения пришивали к верхней одежде.
Ювелирные украшения киргизов по технике исполнения и орнаментике имеют много общего с изделиями казахских зергеров. Киргизские мастера изготавливали более простые, архаичные предметы с несложным геометрическим узором, используя традиционные методы художественной обработки металла. Среди бытовавших женских украшений выделяются височно-нагрудные украшения, накосные подвески, брошки и пуговицы.
Произведения туркменских ювелиров занимают самую большую часть экспозиционного пространства выставки «Серебряный Восток». Издавна туркменские мастера обладали особым художественным вкусом, талантом и умением передать в металле дух и величие природы и истории своего народа.
Туркменские национальные украшения очень крупные и монолитные, выполнены в одной плоскости. В зависимости от вида украшения они могут дробиться на фигурные пластины, которые вместе с другими элементами – соединительными кольцами, подвесками – составляют общую монументальную композицию изделия. Строгий и лаконичный орнамент в виде отдельных геометрических узоров, растительных линий дополняет предмет. Ювелиры отделывали его позолотой, инкрустировали кирпично-красным сердоликом. Большинство украшений, представленных на выставке, в прошлом обладали магико-охранной силой. В стилизованных формах угадываются очертания лягушки, черепахи, змеи, в древности олицетворявших женское начало и являвшихся символом плодородия.
На выставке можно было ознакомиться со всеми видами туркменских ювелирных украшений конца XIX – начала ХХ веков: высокими наголовными «коронами» и брошами, тяжелыми накосными пластинами, крупными шейно-нагрудными и длинными височными подвесками, парными браслетами и кольцами, сумочками для Корана и амулетницами. В быту часть изделий женщины носили поверх одежды, специальными крючками цепляя к головному убору и платку, подвешивали или подвязывали к волосам. Другие украшения, состоявшие из более мелких деталей, нашивались на платье и халат. Кроме старинных предметов, в экспозиции выставлена уникальная брошь, изготовленная в 1947 году известным туркменским ювелиром Чекаевым.

Мария ЗАГИТОВА, искусствовед


©Международный журнал "Туркменистан", 2005