ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2015  N1-2(118-119)
ИСКУССТВО
ОТ СКАЗКИ ДО РЕАЛЬНОСТИ
«Художником не рождаются, путь к мастерству – это, прежде всего, большой труд», – считает Меред Клычев, один из ярких представителей современного туркменского изобразительного искусства, заслуженный деятель искусств Туркменистана, автор многочисленных полотен, занимающих место как в экспозициях музеев Туркменистана, так и в частных галереях многих стран мира.
Смысл этого заявления, во многом расходящегося с устоявшимся мнением о первородстве таланта, начинаешь понимать, знакомясь с творчеством мастера кисти и холста, проникая в его художественную лабораторию.
Такая возможность была предоставлена молодым художникам и всем, кто посетил персональную выставку Мереда Клычева, состоявшуюся в Государственной академии художеств Туркменистана. Более ста живописных произведений, 50 графических работ, избранных для персонального вернисажа, отражали оригинальность творческого почерка художника, широту его тематических пристрастий. Судя по состоявшемуся заинтересованному обсуждению экспозиции, она имела большой успех, вызвав живой интерес, особенно у начинающих свой путь в искусстве живописцев, для которых творческий путь старшего коллеги является замечательным примером преданности своему делу и огромного трудолюбия.
Меред Клычев провел детство в живописных предгорьях Копетдага, недалеко от поселка Кара-Кала (ныне Махтумкули). Яркость и буйство красок природы этих мест словно эликсир пробуждают творческое воображение живущих здесь людей.
«С детства меня притягивали горы, роднички и водопады, кажется, что знал здесь каждый куст, но постоянно открывал все новые и новые природные красоты, позже вдохновляющие меня на создание пейзажей родной земли», – говорит художник.
Способности Мереда к рисованию были замечены школьными учителями, поручавшими мальчику подготовку наглядных пособий. Особенно нравилось Мереду копировать или рисовать иллюстрации к художественным произведениям.
В старших классах в школе появился новый учитель – выпускник Государственного художественного училища Туркменистана имени Шота Руставели, организовавший кружок рисования. Его имя Меред запомнил на всю жизнь, ведь именно Якуб Бердыклычев ознакомил юношу с азами изобразительного искусства, разглядел в нем творческие задатки и сыграл свою роль в выборе будущей профессии.
Однако желание Мереда поехать в столицу и поступить в творческое учебное заведение не нашло большой поддержки у отца, вполне обоснованно считавшего, что учиться следует востребованным и хорошо оплачиваемым на селе профессиям. Но природное упорство в достижении цели взяло верх – по окончании девяти классов Меред поступил в художественное училище. В Ашхабаде, окунувшись с головой в учебу, он открывает богатейший мир изобразительного искусства, в котором наиболее близким ему по эмоциональному восприятию действительности стало творчество французских импрессионистов.
Национальную школу живописи открывали начинающему художнику его старшие наставники. С бесконечной благодарностью вспоминает он уроки, преподанные ему молодым учителем – тогдашним выпускником Московского художественного института имени Сурикова Дурды Байрамовым. Причем это были не только уроки художественного мастерства. Дурды Байрамов, принявший горячее участие в судьбе сельского юноши, поддерживал в нем его отношение к искусству как к постоянному и кропотливому труду.
Отслужив в армии, Меред продолжил обучение у мэтра туркменского изобразительного искусства Айхана Хаджиева, открывшего молодому коллеге секреты мастерства и особое ответственное отношение к художественной детали.
Определившись с творческими пристрастиями, Меред Клычев поступил во Львовский полиграфический институт имени Ивана Федорова, по окончании которого на протяжении почти двух десятилетий работал в творческих коллективах периодических изданий, где формировался его талант графика и карикатуриста.
Меред Клычев активно участвовал в международных конкурсах карикатуры и выставках в России, Турции, Польше, Германии, Бельгии, Украине и Иране. По сей день он принимает участие в проводимых в стране творческих смотрах, каждый раз выставляя свои новые работы.
Кроме того, Меред Клычев создал иллюстрации к ста различным изданиям, в том числе к туркменской народной сказке «Акпамык» и собственным сочинениям.
Два вида искусств тесно связаны в творчестве Мереда Клычева. Отсылка к литературным источникам прочитывается в сюжетах его отдельных живописных произведений. Вместе с тем, Меред не обделен литературным талантом. Отдавая дань любимому жанру, он написал несколько авторских сказок, снабдив их своими иллюстрациями и объединив под обложкой книги «Верблюд и колючка». И это лишь частичка «сказочного» потенциала ее автора, который сам замечает, что если бы он всецело не отдавался живописи, то писал бы сказки и новеллы.
Возможно, аллегоричность, присутствующая во многих полотнах художника, берет свои истоки именно в его увлечении жанром сказки. Тот самый сказочный «намек» прочитывается в сюжетах картин, особенно на философские темы, которые так же, как и авторские сказки, заставляют думать, размышлять о смысле жизни и месте человека во Вселенной.
Слушая рассказ художника о себе, о его пути в искусстве, я понимала, что зерна получаемых им знаний ложились в подготовленную почву, в качестве которой выступал формировавшийся с детства взгляд Мереда Клычева на окружающий мир, в зрелые годы нашедший выражение в философской глубине созданных им художественных образов.
В авторском активе художника – графические работы, выполненные в технике офорта, яркие натюрморты, философская и портретная живопись, композиции символического содержания, а также многочисленные пейзажи, которым он уделяет особое внимание в последние годы.
Отличительной чертой живописных полотен художника является его оригинальная манера – из калейдоскопически разнообразных и на первый взгляд хаотичных мазков вырисовываются выразительные образы, объемные пейзажи или натюрморты. Придавая особое значение отражению света и цветовой гармонии, Меред Клычев не просто воспроизводит, но исследует натуру, мастерски раскрывая психологическое состояние человека. В этом плане особенно показательны разнообразные женские образы, словно сотканные живописцем из пестрой гаммы чувств и ассоциаций, помогающих проникнуть в суть характера, раскрыть его малозаметные оттенки.
Автор предоставляет зрителю возможность самой широкой интерпретации созданных им художественных образов, заставляет думать и чувствовать. Наверное, в этом и есть притягательная сила произведений Мереда Клычева.

Марал КАДЖАРОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005