ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2014  N9-10(114-115)
ПОЛИТИКА
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛОВ
На встречу глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе Президент Гурбангулы Бердымухамедов был приглашен в качестве почетного гостя. Это уже традиционная форма участия Туркменистана в саммитах ШОС, призванная продемонстрировать взаимную уважительность и заинтересованность в диалоге.
ШОС рассматривает Туркменистан как перспективного партнера, обладающего мощными ресурсными и инфраструктурными возможностями, а также как влиятельного политического субъекта, чей нейтральный статус и миротворческий потенциал способен оказать весомое содействие в поддержании долгосрочного регионального мира и стабильности. В свою очередь Туркменистан при реализации стратегии международного сотрудничества и экономического партнерства базируется на приверженности широкой географической и структурной диверсификации внешних связей, активной вовлеченности в определяющие, магистральные тенденции мирового развития. Что предполагает последовательное наращивание взаимодействия Ашхабада как с отдельными государствами на двусторонней основе, так и с группами стран, объединенных общими экономическими интересами и разделяющих принципы равноправного, взаимовыгодного сотрудничества. Этим определяется заинтересованное отношение Туркменистана к Шанхайской организации сотрудничества, члены которой являются его соседями и давними традиционными партнерами.
Душанбинская встреча совпала со сложным периодом развития международной обстановки. События, происходящие в некоторых регионах мира, свидетельствующие о снижении общего уровня безопасности и стабильности в мире, конечно, не могли не вызвать обеспокоенности участников саммита. Выступая на заседании, Президент Туркменистана отметил необходимость задействования всего имеющегося в распоряжении международного сообщества арсенала политико-дипломатических средств для поиска общеприемлемых решений на мирной платформе, объективное повышение в этом роли международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций, авторитетных региональных объединений.
– Сегодня, – подчеркнул Гурбангулы Бердымухамедов, – особенно необходима координация миролюбивых усилий государств и авторитетных международных организаций, активизация многостороннего взаимодействия. Это в полной мере относится к Центральной Азии и сопредельных с ней зонам. Туркменистан готов к тесному сотрудничеству с ШОС для укрепления здесь стабильности и безопасности, к системной совместной работе по планомерному наращиванию общего политико-дипломатического миротворческого потенциала.
В первую очередь это касается урегулирования ситуации в Афганистане. Туркменистан, с учетом своего нейтрального статуса, а также предыдущего опыта, уже неоднократно заявлял о готовности предоставить политическое пространство и организационные условия для проведения под эгидой ООН мирных межафганских переговоров на инклюзивной основе. Поддержка такого предложения со стороны ШОС, по мнению Ашхабада, могла бы способствовать положительному решению данного вопроса.
В целом Туркменистан выступает за более акцентированное и предметное взаимодействие с международными и региональными организациями, наряду с ООН предметно вовлеченными в региональную проблематику, – Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружеством Независимых Государств и, конечно, Шанхайской организацией сотрудничества. Предмет взаимодействия – выработка согласованных подходов к таким актуальным проблемам, как транснациональные угрозы, терроризм, экстремизм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, обеспечение региональной безопасности с учетом окончания мандата коалиционных сил в Афганистане после 2014 года.
Туркменистан также отмечает возможности использования потенциала Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии, созданного при поддержке всех государств региона, выступает за более активную вовлеченность этой структуры в различные аспекты региональной проблематики.
Тема экономического сотрудничества с ШОС традиционно занимает приоритетное место в подходах Туркменистана. Душанбинский саммит исключением не стал. В Ашхабаде не раз подчеркивали свою высокую оценку перспектив взаимодействия с этой организацией. С учетом объективных факторов геоэкономики в качестве приоритетных направлений сотрудничества Туркменистан сегодня видит энергетику и транспорт.
Совокупный ресурсный и транзитный потенциал Туркменистана и стран ШОС очевиден. Поэтому на первый план выходит проблема обеспечения надежности и бесперебойности поставок энергетического сырья.
Здесь нужно отметить, что в вопросе энергобезопасности Туркменистан и ШОС выступают со схожих, во многих случаях единых позиций. Подтверждением этому является факт поддержки всеми без исключения странами – членами ШОС проекта туркменской резолюции о надежности и стабильности поставок энергоносителей на мировые рынки, вторично принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ходе 67-й сессии.
В настоящее время Туркменистан вместе с партнерами активно занимается формированием рабочих механизмов по выполнению положений резолюции. В частности, речь идет об институциональном оформлении деятельности международной экспертной группы по подготовке всеобъемлющего документа по инициированию глобального сотрудничества в энергетической сфере. На 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Туркменистан предпримет шаги по активизации и конкретизации международного взаимодействия по выполнению положений упомянутой резолюции. И поддержка ШОС могла бы стать весомым фактором в достижении этой цели. Тем более что это отвечает общим долгосрочным интересам.
Новая энергетическая инфраструктура Евразии – это уже формирующаяся реальность. В ее становление и развитие в той или иной степени и качестве вовлечены и Туркменистан, и практически все государства ШОС. За несколько последних лет построен крупнейший на континенте газопровод из Туркменистана в Китай, вторая ветка газопровода Туркменистан – Иран, к стадии практической реализации приближается проект трубопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия. Поэтому от эффективности совместных усилий в обеспечении безопасности системы энергопоставок зависит очень многое и в первую очередь успешность интеграционных связей. «Туркменистан готов к системному и многоплановому сотрудничеству с государствами ШОС на этом стратегическом направлении», – подчеркнул Президент Бердымухамедов.
Еще одна перспективная сфера партнерства – транспорт. В начале сентября в Ашхабаде с успехом прошла очень представительная международная конференция, посвященная роли транспорта и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества, стабильности и устойчивого развития. В ее работе принимала, наряду с другими авторитетными международными организациями, и Шанхайская организация сотрудничества. Этот форум показал, насколько велик потенциал взаимодействия в транспортной сфере.
Оценивая его перспективы, Гурбангулы Бердымухамедов отметил транспортную составляющую в качестве стратегического ресурса развития евразийских интеграционных процессов. Сегодня уже есть успешные примеры сотрудничества: железная дорога Казахстан – Туркменистан – Иран. К настоящему времени завершено строительство туркменского участка этой магистрали. Дан старт сооружению железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан.
«Мы готовы к самому тесному взаимодействию с ШОС в плане разработки новых проектов в транспортно-транзитной сфере, которое способно стать локомотивом экономического развития региона в целом и отдельных государств», – подчеркнул туркменский руководитель.
В этой связи особую актуальность приобретают сформулированные Туркменистаном инициативы о создании международных транспортных коридоров регионального и континентального уровней, в частности, выдвинутое Ашхабадом на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложение о разработке Специальной межрегиональной программы ООН по развитию транспорта. Президент Бердымухамедов предложил странам ШОС выступить в Организации Объединенных Наций с совместным призывом к началу предметного обсуждения данного предложения.
Душанбинский саммит показал, что перспективы партнерства Туркменистана с Шанхайской организаций сотрудничества весьма многообещающи. В их основе – во многом схожее понимание хода и направленности современных геоэкономических процессов, перспектив взаимодействия в деле обеспечения мира и стабильного развития в регионе и на пространстве Евразии. У Туркменистана и ШОС есть что предложить друг другу, их объединяют общие многовековые связи, наработанный уникальный опыт общения и добрососедства. Сегодня имеются все основания полагать, что эти преимущества будут использованы во имя общего блага.

Сердар ДУРДЫЕВ


©Международный журнал "Туркменистан", 2005