ПОИСК



Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21265 от 08.06.2005 г.  
2012  N4(85)
ТЕМА НОМЕРА
ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕН
Мир музея – очень богатое и многостороннее явление. Современный музей – это место, где собраны духовные устремления культуры прошлого и современности. Музеи помогают человеку решать важные проблемы и учат жить в условиях нового времени. По словам специалистов, в наше время в мире чуть ли не каждый день открывается новый музей, и за последние пять лет их создано больше, чем за предыдущие полвека.

Каждый народ, живущий на земле, имеет свои особенности, историческое прошлое, богатое культурное наследие. Посетители музея в музейных стенах могут стать участниками диалога разных культур в определении понятий о подлинных ценностях. Рассматривая, вникая, понимая и испытывая волнение от увиденного, каждый зритель обретает свою систему ценностей. В любом случае музей – это кладезь человечества, где собраны самые лучшие образцы культуры и в то же время это орудие для обретения новых знаний.

В Туркменистане музеи действуют с конца XIX века. По историческим сведениям, самым первым музеем на территории Туркменистана был исторический военный музей, созданный в 1885 году в крепости Гокдепе. Затем, после проведения Всероссийской выставки-ярмарки в Нижнем Новгороде (1896 г.), где участвовала и Закаспийская область, в 1899 году был создан музей Закаспийской области. В 1925 году этот музей становится Туркменским государственным краеведческим музеем, в 1927 году здесь открывается отдел изобразительного искусства. В 1929 году создается Туркменский государственный исторический музей. В 1948 году в нем открывается отдел древней истории Туркменистана. В 1939 году в Ашхабаде был открыт Музей изобразительных искусств.

В 60-70-х годах XX века открываются краеведческие, историко-краеведческие музеи в Мары, Чарджоу (Туркменабад), Небитдаге (Балканабад), Челекене, Красноводске (Туркменбаши) и их филиалы.

В современном Туркменистане действует более 30 государственных музеев и сотни общественных музеев. Многие из них были построены в годы независимости. Во всех региональных административных центрах страны, в том числе и в Мары, построены новые здания историко-краеведческих музеев.

Марыйский объединенный музей Марыйского велаята (области) был создан в 1968 году как Марыйский историко-революционный музей. Первая экспозиция музея была открыта в 1974 году. В 2010 году Марыйский велаятский объединенный музей справил новоселье в великолепном здании общей площадью около 10 тысяч квадратных метров, 4 тысячи из которых отведены под экспозиции. 15 февраля 2010 года состоялось открытие нового здания музея, в котором принимал участие Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.

Посетителей музея встречают пять залов с постоянной экспозицией и один зал для проведения временных выставок. В зале Возрождения представлены фотографии и документы, рассказывающие о развитии Туркменистана в период обретения независимости.

Туркменский народ издревле очень бережно относился к богатствам природы. Растительный и животный мир Туркменистана представлен в экспозиции «Природа Туркменистана». Здесь можно узнать о животных и птицах, занесенных в Красную книгу Туркменистана, лекарственных растениях, геологических ресурсах. В зале представлены диорамы, воссоздающие побережье реки Мургаб, пустынный пейзаж, а также вид Бадхызского заповедника, созданного на территории региона в 1941 году.

В зале изобразительного искусства представлены произведения, созданные туркменскими художниками во второй половине ХХ века и начале ХХI века. Здесь можно увидеть образцы живописи, керамики, скульптуры, гобеленов, отражающих многовековую историю туркмен, воспевающих красоту родного края.

Археологическая экспозиция раскрывает историю земли туркменской от эпохи мезолита (IX-VII тыс. до н. э.) до XVIII века н. э. Здесь представлены экспонаты по истории страны Маргуш, античного и средневекового Мерва, а также посетители смогут ознакомиться с историей Мерва в период расцвета сельджукской династии.

Значительное место в археологической экспозиции занимают экспонаты, рассказывающие об уникальной цивилизации бронзового века – Маргиане (стране Маргуш). Это большая коллекция каменных и бронзовых печатей-амулетов, украшенных различным орнаментом, великолепная мозаика, культовые предметы, изящная тонкостенная керамическая посуда всевозможных форм.

Интересна коллекция терракотовых статуэток мервских богинь, известных как Анахита – богиня плодородия или Великая Маргианская богиня.

Большую часть археологической экспозиции занимает коллекция предметов, относящихся к истории Мерва Великих Сельджуков. Это и великолепные образцы штампованной и глазурованной керамики, шахматы из слоновой кости, а также бронзовые светильники Х-ХI вв.

В этнографической экспозиции размещены экспонаты, рассказывающие о богатой материальной и духовной культуре туркменского народа. Посетители могут ознакомиться с декоративно-прикладным искусством туркменских женщин - вышивкой, ковроткачеством, шелкоткачеством, с древними ремеслами резчиков по дереву, ювелиров, богатой коллекцией туркменских серебряных украшений, с замечательными традициями туркмен, связанными со знаменитыми ахалтекинскими конями, рождением ребенка, свадебными обрядами.

Особое место в экспозиции занимают ювелирные украшения из серебра с позолотой. С серебром у туркмен были связаны древние магические представления. Они верили, что оно сохраняет чистоту, лишает яды злой силы, что звон серебра отгоняет злых духов. Полудрагоценный камень сердолик, считали туркмены, приносит счастье и здоровье, предохраняет от опасности. Возможно, поэтому серебро и сердолик – наиболее любимые материалы для изготовления туркменских украшений. Представленные украшения разнообразны по форме и стилю изготовления.

Ковер для туркмена – мерило красоты, добра и счастья, в нем история народа, его связь с предками. Коллекция ковров и ковровых изделий, представленных в экспозиции, весьма разнообразна. Основной орнамент туркменских ковров – абстрактный, геометрический со стилизованными растительными, зооморфными, антропоморфными мотивами.

Национальный туркменский костюм богато украшен вышивкой. Первоначально вышивка имела значение оберега. В связи с этим не случайно расположение вышивок по краю изделий. Считалось, что злой дух, столкнувшись с символами оберега, не мог проникнуть внутрь. Украшением экспозиции является коллекция женских наголовных халатов «чырпы» и «курте», украшенных стилизованным растительным орнаментом.

В зале временных выставок проходят выставки, посвященные знаменательным датам.

Многие из экспонатов, собранных в коллекции Марыйского объединенного музея, уникальны. А предметы и артефакты, найденные археологами во время раскопок последних лет на территории Марыйского велаята, могли бы стать драгоценными для ведущим мировых музейных коллекций. Для культурной столицы СНГ-2012 престижно и почетно иметь столь богатую коллекцию, ставшую живой летописью времен.

Язгуль ТИРКИШОВА


©Международный журнал "Туркменистан", 2005